Чемборисова Ирина Владимировна
Консультация «Роль развивающих игр в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра-это огромное светлое окно, через которое в
Духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем.
Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Публикация «Консультация „Роль развивающих игр в жизни детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Уже в раннем детстве ребёнок имеет возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать трудности, логически связанные с игрой. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет игры или организовывать игры с правилами, находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Следует играть с ребёнком в развивающие игры, что даёт возможность «чувствовать» ребё нка: т. е. понимать, когда нужно закончить игру. Рекомендуется также заинтересовать ребёнка игрой, пробудить в нём интерес к развивающим играм, можно начать со сказки. Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, а детям свойственно именно образное мышление.
Правило развивающих игр - взрослые не должны выполнять задания за ребёнка, не должны подсказывать ему. Хотя сначала, когда ребёнок только знакомится с играми, ему рекомендуется помогать словами («Правильно!», «Молодец!», но затем лучше от них постепенно отказаться, т. к. ребёнок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки он должен сам.
Игра имеет большое образовательное значение, тесно связана с занятиями, с наблюдениями в повседневной жизни.
Развивающие игры – это творческие игры. В них происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребёнка, его воображение, внимание, память. В игре у ребёнка пополняется словарный запас, активизируется речь. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с её помощью решаются основные воспитательные задачи. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка. Играя, дети учатся применять свои знания на практике, пользоваться ими в разных условиях. В развивающих играх открывается простор для выдумки, экспериментирования.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Дети играют потому, что это доставляет им радость, удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения как в игре.
Всем известно, что развитие детей в условиях Дома ребёнка происходит иначе, чем в условиях семьи.
Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимозаинтересованности.
Разлука с матерью и дефицит общения задерживают нормальное развитие ребёнка в учреждениях закрытого типа, это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые он получает главным образом в процессе общения со взрослыми, от занятий различными видами деятельности.
Поэтому работа воспитателя Дома ребёнка подразумевает более скрупулёзные и детальные вычленения в подготовительных этапах в развитии и формировании игровых действий.
Дети в Доме ребёнка постоянно находятся в одном и том же закрытом помещении, бывают лишены многих впечатлений, получаемых сверстниками в семье: прогулки с мамой по городу, поход в кино, магазин, совместный просмотр телевизора, визит в гости к бабушке и дедушке и многое другое.
То что «домашний» ребёнок получает и усваивает как само собой разумеющееся, между делом – нашим детям приходиться преподносить на специально организованных занятиях. Для этого подбираются и изготавливаются собственными руками различные пособия:
1. Всевозможные яркие коробочки с отверстиями для игрушек. Вначале только двумя отверстиями: большим и маленьким. Затем по мере того как ребёнок сообразит, что в большое отверстие можно заталкивать и мелкие игрушки, усложняем задание: вырезаем из картона различные фигурки, а в коробке проделываем отверстия, которые соответствуют не только размерам, но и форме фигурок. В такой коробке могут быть уже готовые наборы различных фигур, сменные панели с пазами, и дети с удовольствием подбирают фигуры, тренируя мелкую моторику рук и образное мышление.
2. Всевозможные шнуровки, застёжки, липучки и т. д.
3. Для игр развивающих - чувство объёма, формы и цветовосприятия. (геометрические фигуры, разноцветные полоски, лоскуты разных по текстуре тканей, ленты и многое другое).
4. Игры с водой (скорлупа грецких орехов, всевозможные бусины и многое другое).
5. Игры с песком (всевозможные чашечки, ёмкости для манипуляций с песком).
6. Игры с крупами (мелкие игрушки, всевозможные емкости.
Как показывает практика, что всевозможные «самоделки» гораздо больше привлекают внимание детей, вызывают желание поиграть с ними.
Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех ребёнка лучше встречать с улыбкой, похвалой. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку, что он ещё не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать ещё лучше. Это возбуждает у ребёнка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности. Итак, играя с детьми, общаясь с ними можно увидеть как неуклюжие, лопочущие первые слова несмышленыши на ваших глазах и при вашем непосредственном участии превращаются во всесторонне развитую личность.