Гюзель Ибрагимова
Технология развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология развивающих игр»
«Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития
Игра — это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Актуальность.
С 1 января 2014 года наш детский сад работает в соответствии с требованиями ФГОСДО. Одной из главных задач которого, является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками
Публикация «Технология развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Поэтому я в своей работе с детьми, наряду с другими формами развивающего воспитания и обучения, применяю развивающие игры : В. В. Воскобовича,Золтана Дьенеша, Виктор Кайе,Джорджа Кюизенера, Марии Монтессори, Б. П. Никитина.
Наблюдая за детьми в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, я обратила внимание, что они часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. В то время, как развивающие игры способствуют концентрации внимания, активному включению в процесс игровой и образовательной деятельности, а это, в свою очередь, помогает освоить программный материал.
Таким образом, обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для ребенка – игре.
Мой опыт показывает, что, именно, в развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. А это, в свою очередь, развивает способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Я заметила, что увлекательные развивающие игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления детей.
Целостность применения развивающих игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
В связи с этим я определила следующуюцель: повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством применения развивающих игр.
Для реализации поставленной цели, определилатри группы задач.
Образовательные.
Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, количество, число).
Способствовать формированию навыков понимания причинно- следственных связей и умения делать простейшие умозаключения.
Развивающие.
Развить у дошкольников логические приё мы мышления: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Способствовать развитию любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности.
Воспитательные.
Воспитывать навык контроля и самоконтроля.
Формировать самостоятельность и инициативность в процессе умственной деятельности иво взаимодействии со сверстниками.
Технологию развивающих игр тесно связываю со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы для решения ее основных задач.
Я заметила, что развивающие игры, дают ребё нку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение развивающих игр не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Развивающие игры использую в работе с детьми в системе, в разные режимные моменты. Совместно с родителями в группе оборудован центр развивающих игр, который находятся в доступном для детей месте и используются ими в любое время. В центре имеются: картотекиразвивающих игр и оборудование к ним. Также в центре имеется практический материал: мастер-классы, консультации, рекомендации, памяткиродителям для совместной деятельности с ребенком дома. Такая работа заинтересовываетродителей, и ониактивно участвуют как в изготовлении развивающих игр, так и в практическом их применении при совместной деятельности с ребенком.
Я классифицирую развивающие игры в соответствии с возрастом детей, их возможностями, способностями и особенностями. Так, например, вмладшем дошкольном возрасте я рекомендовала бы больше использовать игры на сенсорное развитие, на развитие мелкой моторики :это такие игры как «Почини коврик», «Блоки Дьенеша», «Помоги бабочке найти цветочек» и др.
Начиная со средней группы, содержание игр можно усложнять, к сенсорным эталонам добавить игры на развитие целостного восприятия, на развитие способностей к анализу и синтезу, такие как «Сложи узор», (кубики Никитина, «Блоки Дьенеша», «Цветные Палочки Кюизенера», «Танграмм».
В старшем дошкольном возрасте я использовала игры на развитие самостоятельности и инициативности, развитие творческих способностей:
«Волшебный квадрат» Воскобовича, «Игровизор», «Сложи квадрат», «Сложи круг», «Геоконт», «Танграмм», «Цветные Палочки Кюизенера», «Соты Кайе», «Блоки Дьенеша», «Геовизор», «Чудо –восьмерка».
Я заметила, что играя в них, детистали лучше:
• запоминать цвета, формы;
• развивать моторику рук;
• учиться ориентированию по системе координат;
• развивать креативность;
• учиться анализировать и сравнивать.
Поэтому эти и другие развивающие игры активно включаю в непосредственно образовательную деятельность. Так в январе 2016 года я показала открытое занятие для воспитателей района по использованию технологии развивающих игр В. В. Воскобовича при организации познавательной деятельности детей.
Логичность.
Первое условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это раннее начало их использования (начиная с младшего дошкольного возраста)
Самые первые игры, которые используются в работе с детьми младших группах детского сада — это вкладыши и рамки по методу М. Монтессори. Мы используем различные варианты (геометрические фигуры, фигурки животных и фруктов, фигурки с шнуровкой).
Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Почини коврик», «Помоги бабочке найти свой цветочек» и др. Они вырабатывают у малышей умение различать и узнавать форму плоскостных фигур и их положение на плоскости зрительно и на ощупь, знакомят с геометрической терминологией- названием фигур. Использовать их можно и для овладения навыка владения карандашом при обведении границ фигур, развивает умение увидеть линии контура, а так же для сравнения по цвету, размеру и форме.
В своей работе активно использую игру - «Цветные палочки Кюизенера».На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п. В последствии палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов. Она развивает мелкую моторику рук, помогает научиться ориентироваться на листе бумаги. А также подходит для развития активности и самостоятельности, упражнения в плоскостном моделировании, для развития восприятия, воображения.
Многофункциональная и вариативная игра «Блоки Дьенеша» помогает мне наиболее доступно и интересным образом объяснить и формировать понятия о свойствах фигур. Она способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышление и математических представлений.
«Блоки Дъенеша» я также использую на занятиях по развитию речи, предлагая ребенку выбрать любую фигуру, рассказать о ней или загадать загадку-описание о фигуре, не показывая другим, а другим предлагаю отгадать о ком или о чем идет речь. Для успешного освоения игры использую карточки, которые помогают детям ориентироваться во всем разнообразии предлагаемых фигур. В свободной игровой деятельности предлагаю детям строитьобъемные сооружения: дома, мосты, ворота, создаю условия для самостоятельной деятельности.
Начиная со средней группы, использовала более сложные игры – это «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Сложи круг». Я заметила, что использование этих игр способствовало тренировке и развитии цветоощущения, сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения.
Для развития интеллекта и творческих способностей включала такие игры, как «Геоконт», «Чудо-восьмерка», «Прозрачные квадраты»В. В. Воскобовича. Я заметила, что они интересны вниманию детей и способствуютактивному развитию психических процессов, позволяют развивать мелкую моторику.
Практика показала, что систематическое использование технологии развивающих игр стимулируют математическое развитие, способность наблюдать и сравнивать, сопоставлять и делать простейшие обобщения, развивают конструкторские умения, тренируют тонкие движения пальцев рук.
Так, например, игру В. В. Воскобовича «Волшебный квадрат» или как его дети называют «Веселый квадрат», которую мы вместе с родителями изготовили сами по авторским образцам, имеющимся в методическом кабинете можно использовать для сборки по готовым схемам, а можно пофантазировать и придумать свой образ. «Квадрат Воскобовича» с легкостью трансформируется в разные формы: самолет, черепаха, дом и другие. Формы собираются как плоские, так и объемные.
Игра-конструктор «Чудо-соты» помогает мне развивать у детей
логику;умение находить решения математических задач;мелкую моторику;зрение. Она знакомит ребят с геометрическими фигурами, дает представление о понятиях «часть и целое».
Игра предназначается для детей разного возрастного диапазона. Ее можно назвать и головоломкой, и конструктором. Она сделана в форме рамки, в которой сделаны отверстия в виде сот. В каждой соте содержится подборка геометрических фигур. Количество деталей во всех сотах разное. Цвета тоже разные. В красной соте – одна деталь, зеленая – две, оранжевая – четыре, желтая и синяя – по пять деталей. Например, зеленаясота состоит из двух трапеций.
Маленьким детям можно предложить разложить фигуры по цвету или форме, собрать головоломку. Спросите у него, как называются детали, или расскажите ему об этом. Можно попросить его построить башню или сделать дорожку, разложив при этом соты по количеству деталей.
Для детей постарше предлагаю схемы, по которым они могут построить разные фигуры. Они могут пофантазировать и сложить свои фигурки. Получившиеся фигуры предлагаю использовать в качестве трафарета: обводить и раскрашивать.
Эти и другие игрыВ. В. Воскобовича я использую на занятиях и в самостоятельной деятельности. Их использование способствовало повышению уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Результативность.
Так, например, на начало реализации проекта, дети показали следующие результаты: высокий уровень – 22, среднийуровень – 17, низкийуровень – 61,
а на конец реализации проекта они значительно улучшились:высокий уровень – 60, средний уровень – 40, низкий уровень – 0
Диагностика проводилась по следующим критериям
№
п/п ФИО
ребенка У ребенка сформировано восприятие целого и части,
представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира Знает цвет, размер, форму.
Владеет прямым и обратным счетом Ребенок может ориентироваться в пространстве и времени Умеет составлять сказки по заданному персонажу Ребенок может конструировать объемные предметы. Развита мелкая моторика. Итоговый пока-затель по каждому ребенку (среднее значение)
н к н к н к н к н к н к
1
2
Вывод.
Итак, вы видите, что использование развивающих игр помогло сформировать у детей:
первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
наблюдается оптимальный уровень логического мышления, зрительной памяти, тонкой и мелкой моторики;
развиталюбознательность, познавательная мотивация, воображение и творческая активность;
в значительной степени сформировался навык контроля и самоконтроля, самостоятельность и инициативность.