Екатерина Шимановская
Программа кружка по экспериментированию «Секретная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Программа кружка по экспериментированию
в старшей группе
«Секретная лаборатория»
Воспитатель: Е. Ю. Шимановская
2020 г.
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Принципы и методы реализации программы
1.4. Возрастные особенности
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.5. Сроки реализации программы кружка
1.6. Предполагаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
2.3. Взаимодействие с родителями
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
3.3. Используемые технологии
3.4. Формы проведения итогов реализации программы
3.5. Методическое оснащение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребенок познает мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребенка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы кружка : создание условий для формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
2. помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах;
3. развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
4. стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
5. способствовать воспитанию самостоятельности, активности;
6. развивать коммуникативные навыки.
1.3. Принципы и методы реализации программы
От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
Принцип систематичности.
Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
Принцип безопасности.
Эксперимент должен отвечать условиям:
• Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
• Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов.
• Показ только существенных сторон явления или процесса.
Принцип повторности.
• Отчетливая видимость изучаемого явления.
• Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Принцип наглядности.
Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
Принцип самостоятельности.
Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
Принцип научности.
Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.
Принцип сотрудничества.
Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Принцип «Не навреди!»
Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку. Соблюдение представленных принципов позволит реализации программы пройти более эффективно.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности :
• эвристические беседы, дискуссии;
• наблюдения за объектом;
• просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
• постановка и решение вопросов проблемного характера;
• моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
• проведение опытов и экспериментов;
• фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
• использование художественного слова;
• дидактические игры;
• ситуация выбора.
• метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
• мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).
1.4. Возрастные особенности
Старший и подготовительный дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
В этом возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный процесс, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной.
1.5. Сроки реализации программы кружка
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Участниками программы являются дети группы комбинированной направленности, родители и воспитатели.
Данная программа рассчитана на учебный год.
Срок освоения программы : сентябрь 2020г. – май 2021г.
Формы организации программы : кружковая
Формы проведения занятий: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования)
Занятия кружка осуществляются во вторую половину дня 1 раз в неделю, по 25 мин с проведением физкультминуток и музыкальных пауз.
1.6. Предполагаемые результаты
Дети научатся:
1. Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности.
2. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа.
3. Определять цель деятельности, условия ее достижения.
4. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
5. Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
6. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
7. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
8. Повышение уровня познавательных способностей детей.
Воспитатель:
1. Рост профессионального мастерства педагога в вопросах воспитания и развития дошкольников
2. В группе обогащена предметно-развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности
2. Разработан перспективный план работы по данной теме.
3. Разработаны критерии диагностики.
4. Разработаны картотеки, наглядно-демонстрационный материал, конспекты занятий-игр по опытно-экспериментальной деятельности
Родители:
1. Заинтересованы в развитии познавательного интереса и любознательности у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности с применением STEM технологий.
2. Повышение родительской компетенции в вопросах детского экспериментирования.
3. Увеличение активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе по данной теме и преобразовании развивающей среды в группе (родители участвуют в предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы, чтение детской научно – познавательной литературы, создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях).
4. Становление доверительного настроя во взаимодействии родителей с сотрудниками ДОУ.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы можно варьировать.
1. Блок «Песок»
2. Блок «Воздух и его свойства»
3. Блок «Вода и ее свойства»
4. Блок «Магнит»
5. Блок «Свойства материалов»
6. Блок «Растения»
7. Блок «Мир красок»
Перспективный план составлен, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности : в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.
2.2. Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности
Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 неделя Мониторинг определить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
2 неделя Мониторинг определить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
3 неделя «Юные лаборанты» Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза», (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте).
Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
1. Блок «Песок»
4 неделя «Песчаный конус» Познакомить со свойством песка – сыпучестью
Октябрь 1 неделя
2. Блок «Воздух и его свойства»
2 неделя «Знакомство со свойствами воздуха» Познакомить детей со свойствами воздуха
3 неделя Воздух всегда в движении Доказать, что воздух всегда в движении
3. Блок «Вода и ее свойства»
4 неделя «Сухой из воды»
Ноябрь 1 неделя «Таяние льда» Познакомить детей агрегатным состоянием воды – лед; с условиями таяния льда
2 неделя «Испарение воды» Познакомить детей с агрегатным состоянием воды – пар; с условиями испарения воды
3 неделя «Превращение пара в воду» Показать детям обратный процесс превращения пара в воду
4 неделя «Куда исчезла вода?» Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды)
Декабрь 1 неделя «Растворение веществ в воде» Показать детям процесс растворения веществ в воде. Доказать, что не все вещества растворяются в воде
2 неделя «Круговорот воды в природе, или путешествие капельки» Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру
4. Блок «Магнит»
3 неделя «Притягивает – не притягивает» Показать детям свойства магнита
4 неделя «Действует ли магнит через другие материалы?»
Январь 1 неделя «Не замочив рук»
2 неделя «Волшебный магнит»
5. Блок «Свойства материалов»
3 неделя «Мир бумаги»
узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования
4 неделя «Мир ткани»
Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления
Февраль 1 неделя «Мир дерева»
«Звезда из спички» Показать свойства дерева
6. Блок «Растения»
2 неделя «Нужен ли корням воздух?»
выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами
3 неделя «Растения пьют воду» доказать, что корень растения всасывает воду и стебель проводит ее; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями
4 неделя «Окрашивание листьев» Показать способ окрашивания цветов растворенной в воде краской
7. «Мир красок»
1 неделя «Как получить белый цвет, или волшебный волчок» доказать, что при вращении волчка, виден белый цвет, объяснить почему так происходит
2 неделя «Дружба красок» показать способы смешивания красок, получение новых цветов
3 неделя «Волшебный шарик» выяснить почему, если надутый шарик потереть о шерстяную ткать притягивается к стене, а от другого шарика отталкивается
4 неделя «Игра цвета»
«Таинственные картинки» показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла
Апрель 1 неделя «Почему соль соленая?» познакомить детей со свойствами соли
2 неделя
3 неделя «Почему сахар сладкий?» познакомить детей со свойствами сахара
4 неделя
Май 1 неделя «Свалка и дождь» показать, как дождь влияет на мусор, брошенный на улице
2 неделя «Угадай по запаху» развитие обонятельных рецепторов, доказать, что воздух переносит запахи
3 неделя Мониторинг определить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
4 неделя Мониторинг определить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
2.3. Взаимодействие с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семь й и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями: изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования; анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной активности детей»; консультации: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; привлечение к участию в исследовательской деятельности ( домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок); проекты: «Почему соль соленая?», «Почему сахар сладкий?», «Что я знаю о воздухе?»; организация тематических выставок совместного с детьми творчества; организация фотовыставки «Мы экспериментируем».
3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Занятия проводятся в групповой комнате детского сада.
Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (5-7 человек) старшего дошкольного возраста.
Длительность работы – 25 минут, в вечернее время.
Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы.
Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1 раз в неделю.
Сетка занятий.
1 неделя месяца (пятница) 15.30-15.55
2 неделя месяца (пятница) 15.30-15.55
3 неделя месяца (пятница) 15.30-15.55
4 неделя месяца (пятница) 15.30-15.55
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Здесь дети творят, мыслят и общаются.
Приборы и оборудование мини-лабораторий :
• Приборы - «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
3.3. Используемые технологии.
• Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
• Личностно-ориентированная технология, целью которой заключается ставить в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
• Технологии развивающего обучения – это технология, направленная на развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
• Технологии проблемного обучения - это специально созданная совокупность приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.
• Здоровьесберегающая технология, которая включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом (использование физкультминуток, гимнастика для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластика, динамические паузы, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
• Технология проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
• Технология исследовательской деятельности, при которой у дошкольников формируются основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
• Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.
3.4. Формы проведения итогов реализации программы
За основу диагностики уровня развития познавательных способностей детей взята методика диагностирования «Древо желаний» В. С. Юркевича и «Какие предметы спрятаны в рисунках» Р. С. Немова.
3.5. Методическое оснащение
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до… : Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
4. О. В Дыбина «Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий дошкольников. М 2004.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
6. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
7. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
9. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста»
10. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
11. Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
12. Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
13. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.