Залия Шаяхметова
План работы по конструированию и развитию логического мышления «Тико-страна»
▼ Скачать +Заказ
I. Пояснительная записка Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала. Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А. В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).
Публикация «План работы по конструированию и развитию логического мышления „Тико-страна“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Конструирование. Планирование
- Логическое мышление
- Планирование. Планы работ
- Тико-конструктор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, это способствует и развитию мелкой моторики.
При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических фигур и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).
Конструирование является актуальной деятельностью, т. к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.
Новизна программы «ТИКО – страна» заключается в использование развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию, развитию пространственного и логического мышления во время игровых занятий. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора и способствует развитию пространственных представлений.
Программа «ТИКО-страна» рассчитана на 1 год обучения для детей 5 – 7 лет, не имеющих отклонения в развитии. Численность в группе не более 12 человек.
Режим занятий по программе: 2 раза в неделю, по 25 минут, всего 64 часа в год.
II. Цель и задачи Цель программы: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования.
Задачи:
• развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, внимание) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
• развивать мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве;
• систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
• способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
III. Тематический план
Месяц Тема
Октябрь
Знакомство с ТИКО-страной
Осенняя поляна
Осенний цветок
Осеннее дерево
Корзинка для урожая
Корзина с грибами
Корзина с морковкой
Корзина с яблоками
Ноябрь
Мышка
Кот
Собака
Заяц
Волк
Ёжик
Белка
Цыплёнок
Декабрь
Кормушка для птиц
Снежинка
Ёлочка
Снеговик
Снегурочка
Дед Мороз
Ёлочка (коллективная работа)
Коробка для подарка
Январь
Коробка с конфетами
Боулинг
Диджей
Горка
Санки
Хоккей
Лыжник
Лыжи. Медаль чемпиона.
Февраль
Автомобиль
Джип
Самолёт
Вертолёт
Лодка. Корабль
Парусник
Подводная лодка
Катер
Март
Ваза
Кружка. Блюдце
Теремок
Мебель для куклы
Дом
Мост
Замок
Дом моей мечты
Апрель
Ракета
Космонавт
Спутник Земли
Ракета
Звезда
Комета
Звездолёт
Звездолёт
Май
Птица
Гнездо для птицы
Цветок и бабочка
Божья коровка
Бабочка
Паучок
Ромашка
Ваза с цветами
IV. Содержание программы
Система игровых занятий по программе «ТИКО-страна» составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Опирается на методические рекомендации по ТИКО-конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
• Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их развития и познавательным возможностям.
• Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
• Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания.
Структура игровых занятий включает:1. Организационная минутка. Используются игры-приветствия, упражнения на организацию детей.
2. «Зарядка для мозгов». Предлагаются задания на развитие познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
3. Постановка игровой задачи. Детям предлагается проблемная ситуация, совместно с педагогом находится способ выхода из проблемы.
4. Анализ схемы. Анализируется образец с переходом к плоскостному конструированию.
5. Плоскостное конструирование. Перед началом используется пальчиковая гимнастика по теме месяца.
6. Динамическая пауза. Используются различные динамические паузы, подвижные игры.
7. Объёмное конструирование.
8. Выставка работ. Дети рассматривают выполненных конструкции товарищей, анализируют их.
9. Рефлексия. Подведение итогов.
V. Планируемые результаты В конце года:
• дети знают и называют основные геометрические фигуры (виды прямоугольников, многоугольников, треугольники);
• умеют беспрепятственно соединять детали ТИКО-конструктора;
• сравнивают и классифицируют фигуры по нескольким свойствам;
• анализируют, сравнивают образец;
• выделять «целое» и «части»;
• конструируют в соответствии со схемой;
• ориентироваться в понятиях «направо», «налево», «по диагонали».
VI. Оценка результативности
Программа «ТИКО-страна» направлена на развитие логического мышления детей посредством конструктивной деятельности. Определение степени развитости навыков конструирования и мелкой моторики осуществляется путем естественно-педагогического наблюдения. Для определения уровня развития логического мышления у дошкольников в качестве диагностического инструментария выступают методики Л. А. Венгера, Е. Я. Агаевой и Р. С. Немова.
VII. Условия реализации программы
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение со свободным пространством, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.
2. Наборы конструкторов ТИКО-Фантазер, ТИКО-Геометрия.
3. Учебный комплекс:
• иллюстрации;
• конспекты занятий;
• технологические карты.
4. Компьютер, медиа-проектор, экран.
VIII. Список используемой литературы
1. Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2013
2. Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016
3. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014
4. Карпова Н. М. ТИКО-конструирование [Текст]: метод. рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
5. Лелявина Н. О. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша) [Текст] / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : ООО «Корвет», 2008
6. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС. – СПб. : Детство-Пресс, 2016
7. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.
8. Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016
9. Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2016
10. Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. – Ростов н/Д: Феникс, 2014