Байкова Елизавета
Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей старшей группы
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 г. Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета Приказом
Муниципального бюджетного дошкольного Муниципального бюджетного
образовательного учреждения центра развития ребенка образовательного учреждения
детского сада №11 г. Вязьма Смоленской области детского сада №11
От «31» августа 2021 г. №
от
Протокол №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно – эстетической направленности
«Фантазеры»
Публикация «Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей старшей группы» размещена в разделах
Возраст детей : 5-6 лет
Срок реализации: 2021 – 2022 уч. год
Автор – составитель:
воспитатель 1 кв. категории
Байкова Е. В.
Вязьма
2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебный план…. …. 7
3. Содержание учебного плана…. 8
4. Календарный учебный график…. 12
5. Формы контроля и оценочные материалы…. 16
6. Организационно – педагогические условия реализации программы…. 18
6.1. Материально – технические условия…. 18
6.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение…19
1. Пояснительная записка
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Направленность программы : художественно – эстетическая.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, бумагопластики, пластилинографии, работы с бросовым и природным материалом, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои композиции, предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует развитию речи ребенка. Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Творчество имеет неоценимое значение для подготовки детей к школе. У ребенка формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. А именно развитие мелкой моторики, умение ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, усвоение сенсорных эталонов, развитие наглядно-образного мышления.
Цель программы : формирование эмоционально чувствительного отношения к окружающему миру, развитие воображения, фантазии и творческого мышления. Воспитание всесторонне развитой личности.
Задачи:
• Знакомить детей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования;
• Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру;
• Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
• Учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатление об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа;
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы, соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их стремление использовать разные материалы и техники;
• Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий; организовывать вместе с детьми выставки детских работ
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию; воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
•
Отличительные особенности программы : на занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков детей, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Адресат программы : данная программа составлена для работы с детьми в возрасте 5-6 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Старший возраст (5 – 6 лет)
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Срок освоения, объем программы, формы и режим занятий
Срок реализации программы определяется содержанием программы и составляет 1 год. Общее количество учебных часов – 36 часов в год. Периодичность занятий составляет 1 час в неделю, с продолжительностью занятия: старший возраст 20 – 25 мин.
Формы работы с детьми:
1. НОД
2. Индивидуальная работа.
3. Выставки.
4. Участие в конкурсах.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
1. Отбор содержания, доступного детям конкретной возрастной группы (средний, старший или подготовительный к школе возраст).
2. Постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью.
3. Индивидуальный подход к детям.
4. Систематичность.
5. Поощрение инициативного фантазирования.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дети :
• освоят правила безопасности во время работы;
• освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации;
• научатся следовать устным инструкциям, создавать художественные изделия;
• смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;
• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер.
2. Учебный план.
№
п/п Модули Старший возраст
Теория Практика Всего
1 Нетрадиционные
техники рисования 2 34 36
Длительность одного занятия с детьми старшего возраста 20 – 25 мин, с детьми подготовительного к школе возраста 25 – 30 мин
3. Содержание учебного плана
Тема: «Бабочки, которых я видел летом» (монотипия)
Программное содержание : Закреплять навыки работы техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность.
Тема: «Ежики» (тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой)
Программное содержание : Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежа (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями.
Тема: «Осень рыжей кистью разукрасила все листья» (рисование мятой бумагой)
Программное содержание : Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Воспитывать умение замечать красоту осенней природы. Развивать воображение, фантазию.
Тема: «Ветка рябины» (рисование пальчиками)
Программное содержание : закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания для листьев. Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Тема: «Ковер из осенних листьев» (печатание листьями)
Программное содержание : познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие.
Тема: «Разноцветная радуга» (рисование по мокрой бумаге)
Программное содержание : самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; вызвать интерес к изображению радуги; способствовать развитию внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра; развивать внимание, наблюдательность; воспитывать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Тема: «Фруктовый натюрморт» (печатание разрезанными фруктами)
Программное содержание : продолжать учить составлять натюрморт из фруктов. Учить создавать созвучный тон с помощью акварели.
Тема: «В садах созрели яблоки»» (метод тычка)
Программное содержание : учить детей рисовать яблоки на ветке, закреплять умение наносить один слой краски на другой методом «тычка». Расширять знания о фруктах, пробуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям.
Тема: «Плюшевый мишка»» (рисование поролоном)
Программное содержание : помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Закрепить умение передавать форму частей, их относительную величину, расположение цвет.
Тема: «Узор на разделочной доске (городецкая роспись)»
Программное содержание : дать представление детям о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.
Тема: «Флаг России» (рисование нитками)
Программное содержание : Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране. Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символическом значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России.
Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе.
Тема: «Первый снег» (монотипия, рисование пальчиками)
Программное содержание : учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, закрепить умение изображать снег, используя метод рисования пальчиками.
Тема: «Мороженое» (рисование мыльными пузырями)
Программное содержание : Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – мыльными пузырями. Тренировать мелкую моторику кистей рук. Развивать умение правильно располагать на листе детали изображения, соблюдать пропорции. Воспитывать аккуратность при рисовании.
Тема: «Снежная семья» (техника рисования тычком.)
Программное содержание : учить рисовать снеговиков разных размеров,закреплять приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Тема: «Загадочный космос» (восковые мелки+акварель)
Программное содержание : Обучение различным способам изображения космоса. Совершенствование практических навыков владения восковыми мелками и акварелью. Воспитание патриотизма. Развитие любознательности.
Тема: «Шишки на ветке» (техника рисования тычком)
Программное содержание : учить рисовать заснеженную ветку ели с шишками, совершенствовать технику рисования тычком. Расширять знания детей о хвойных деревьях.
Тема: «Елочка в снегу» (тычок жесткой полусухой кистью)
Программное содержание : упражнять в технике рисования тычком жесткой полусухой кистью. Развивать творческое воображение, интерес к рисованию, аккуратность.
Тема: «Зимний пейзаж» (рисование крупой)
Программное содержание : Совершенствовать навыки работы с клеем и крупой; умело пользоваться кистью (наносить клей концом кисти, насыпать манку аккуратно, тремя пальцами). Развивать образное представление, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного изображения.
Тема: «Рождественский ангел» (рисование крупой)
Программное содержание : Совершенствовать навыки работы с клеем и крупой; умело пользоваться кистью (наносить клей концом кисти, насыпать манку аккуратно, тремя пальцами). Развивать образное представление, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного изображения.
Тема: «Снегири» (пластилинография)
Программное содержание : Учить детей изображать птиц, передавая сходство с реальным образом. Расширить представление детей о зимующих птицах. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей. Вызвать эмоциональный отклик на тему занятия.
Тема: «Снежинки» (рисование солью)
Программное содержание : Совершенствовать навыки работы с клеем и крупой; умело пользоваться кистью (наносить клей концом кисти, насыпать манку аккуратно, тремя пальцами). Развивать образное представление, воображение. Вызывать радость от создания тонкого, изящного изображения.
Тема: «Я в подводном мире» (рисование ладошкой, восковыми мелками, акварелью)
Программное содержание : Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.
Тема: «Пингвины на льдинах»
Программное содержание : учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивать ее прямо на бумаге. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц.
Тема: «Мимоза»
Программное содержание : учить рисовать цветы, расширять знания о цветах.
Тема: «Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)» (набрызг)
Программное содержание : познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов.
Тема: «Чудесные платки»
Программное содержание : познакомить детей с павлово – посадскими платками.
Тема: «Весеннее дерево» (кляксография)
Программное содержание : продолжить знакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования – кляксографией, формировать умение передавать цветовую гамму, развивать чувство композиции, познавательную и исследовательскую деятельность.
4. Календарный учебный график
№ п/п Месяц Тема занятия Кол-во
часов Форма занятия Форма контроля
1 Сентябрь Нетрадиционное рисование (монотипия)
«Бабочки, которых я видел летом»» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
2 Нетрадиционное рисование
«Ежики» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
3 Нетрадиционное рисование
«Осень рыжей кистью раскрасила все листья» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Творческое задание
4 Нетрадиционное рисование «Ветка рябины» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
5 Октябрь Нетрадиционное рисование
«Ковер из осенних листьев» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
6 Рисование по мокрой бумаге «Разноцветная радуга» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
7 Печатание разрезанными фруктами «Фруктовый натюрморт» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
8 Нетрадиционное рисование
«В садах созрели яблоки» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
9 Нетрадиционное рисование методом тычка «Утята на пруду»
1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Творческое задание
10 Ноябрь Нетрадиционное рисование поролоном
«Плюшевый мишка» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
11 Нетрадиционное рисование «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
12 Нетрадиционное рисование
«Флаг России» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
13 Монотипия. Рисование пальчиками. «Первый снег» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
14 Декабрь Нетрадиционное рисование методом тычка «Снежная семья» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
15 Нетрадиционное рисование методом тычка «Шишки на ветке»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
16 Нетрадиционное рисование. Тычок жесткой полусухой кистью «Елочка в снегу». 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
17 Нетрадиционное рисование крупой «Зимний пейзаж» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Наблюдение
18 Январь Рисование крупой «Рождественский ангел» 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Творческое задание
19 Пластилинография
«Снегири» 1 Беседа. Показ выполнения последовательности работы. Творческое задание
20 Нетрадиционное рисование солью
«Снежинки» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
21 Февраль Нетрадиционное рисование ладошкой+ мелки восковые
«Я в подводном мире» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
22 Нетрадиционное рисование
«Пингвины на льдинах»
1 занятие 1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Творческое задание
23 Нетрадиционное рисование
«Пингвины на льдинах»
2 занятие 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
24 Нетрадиционное рисование
«Мороженое»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
25 Март Нетрадиционное рисование методом тычка «Мимоза»
1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
26 Нетрадиционное рисование. Набрызг «Цветочная поляна» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
27 Нетрадиционное рисование
«Чудесные платки»» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
28 Нетрадиционное рисование «Расцвели чудесные цветы (жестовский поднос)»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
29 Апрель Нетрадиционное рисование
«Космос»или «Звездное небо» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
30 Нетрадиционное рисование. Кляксография.
«Весеннее дерево» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Творческое задание
31 Нетрадиционное рисование
«Весна» 1 Объяснение. Показ. работа по образцу. Наблюдение
32 Пластилинография
«Пасхальное яйцо»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
33 Май Нетрадиционное рисование солью и краской
«Праздничный салют»
1 Беседа. Показ этапов выполнения работы. Индивидуальный подход. Наблюдение
34 Нетрадиционное рисование
«Ежата на поляне» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
35 Нетрадиционное рисование
«Как я люблю одуванчики» 1 Объяснение. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
36 Нетрадиционное рисование солью по мокрой краске
«Соленое море» 1 Беседа. Показ. Самостоятельная работа. Наблюдение
6.2. Учебно – методическое и информационное обеспечение
1. Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир/Москва, Чистые пруды, 2009
2. Интернет – ресурсы: Maam.ru, nsportal.ru
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста:
4. Комплект словарей и энциклопедий по искусству.
5. Наглядные пособия.
6. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Москва, ТЦ Сфера, 2005.
7. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом «Тычка» с детьми 5-7 лет.
8. Савельева Н. М. «В море красок». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста