Светлана Климова
Программа коррекции функций, нарушенных вследствие СДВГ
▼ Скачать + Заказать документы
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Особенности проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста
Среди детей, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов, часто оказываются даже не дети с задержкой умственного и психического развития, а шумные, беспокойные, гиперактивные дети.
Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Публикация «Программа коррекции функций, нарушенных вследствие СДВГ» размещена в разделах
Чистякова М. И. дает такое определение – гиперактивность – это сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации. Матвеев В. Ф. утверждает, что наряду с двигательной расторможенностью (гиперактивностью) нередко встречается эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянные нарушители дисциплины. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Подобное нарушение получило название «синдром дефицита внимания».
В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ : гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С., 1997., Заваденко Н. Н., 2000 и др.) .
Следует отметить, что выраженность гиперактивности у детей с синдромом дефицита внимания варьирует в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается. Среди мальчиков синдром встречается в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. В старшем дошкольном возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно что-то теребит и вертит в руках, трясет ногой и т. д.)
Нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца, в снижении избирательности внимания (неспособен, надолго сосредоточиться, на определенной деятельности, выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое.
Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует не подумав. На занятиях он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом детей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к травматизации, так как могут попадать опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.) . Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-10 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» сознание. Могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранять концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются его задние ножки.
В результате коррекции при помощи разнонаправленных двигательных упражнений поврежденная ткань в вестибулярном аппарате может заменяться новой по мере того, как развиваются новые нервные сети. В настоящее время установлено, что двигательная стимуляция мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и само регуляции.
К шести годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится регулятором поведения ребенка. Речь в старшем дошкольном возрасте превращается в универсальное средство общения, возрастает ее выразительность, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач.
Общение ребенка с взрослым – основное и решающее условие становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
Общение со сверстниками оказывает влияние на самопознание. К ровеснику ребенок более требователен и объективен в оценке. Дети стремятся поддерживать положительные взаимоотношения и участвуют в общей деятельности. Мотивы с товарищами у детей 5-7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих интересов в пользу поддержания контакта.
Таким образом, младший дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, коммуникативную.
В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более осознаются, приобретают произвольный характер.
Анализ причин в развитии СДВГ у детей
В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся (Шевченко Ю. С., Кэмпбелл Р., Заваденко Н. Н.)
Синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет право только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак на основе фиксации изменения двигательной активности ребенка.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагнозируется патология беременности и родов (Заваденко Н. Н.) .
В настоящее время специалистами многих стран ведутся нейрофизиологические и нейропсихологические биологические исследования ММД и гиперактивности. Что касается морфологических исследований, то существует лишь их незначительное количество, которые проведены на животных. У животных моделировались те факторы, которые считаются причиной возникновения ММД: асфиксия при родах, внутриутробная гипоксия, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т. д.
Проводимые исследования, как правило, выявляют изменения биоэлектрической активности головного мозга, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость регуляции уровня внимания, незрелость системы коркового торможения и т. д.
Нейропсихологические исследования выявляют низкий психический тонус, повышенную истощаемость.
Одним из факторов риска для формирования СДВГ является влияние неблагоприятных факторов внешней среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды может иметь негативные последствия для здоровья детей.
Известно, что в непосредственной близости от многих промышленных предприятий образуются зоны с повышенным содержанием свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля и др. микроэлементов. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать поведенческие нарушения, при этом небольшую восприимчивость к его токсическому действию имеют дети в возрасте 1-2 лет. У детей возникают проблемы со стороны нервно- психического развития и поведения, двигательной расторможенности, а также тенденции к снижению коэффициента интеллекта (IQ - айкью).
Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются воздействия пищевых токсинов, или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обуславливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.
Удаление этих веществ из продукта питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения у большинства гиперактивных детей.
По – мнению многих исследователей, важную роль в формировании ММД (минимальных мозговых дисфункций) играют социально – психологические факторы, в том числе внутрисемейные и несемейные:
• Воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей) ;
• Повторный брак у родителей;
• Частые конфликты в семье;
• Продолжительная разлука с родителями, в связи с проживанием у бабушки с дедушкой или в интернате;
• Тяжелое длительное заболевание (чаще всего онкологическое) или смерть одного из родителей;
• Низкая материальная обеспеченность семьи;
• Неблагоприятные бытовые условия (совместное проживание многих родственников в коммунальной квартире, отсутствие у ребенка отдельной комнаты) .
Среди неблагоприятных факторов, влияющих на развитие СДВГ, И. В. Дубровина выделяет следующие:
1) Органические поражения мозга (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции) ;
2) Осложнения во время беременности матери;
3) Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания) ;
4) Генетический фактор (наследственная природа СДВГ) ;
5) Особенности нейрофизиологии и кейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС) ;
6) Социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий) .
Цель: Коррекция функций, нарушенных вследствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, развитие речи
Задачи:
1. развитие произвольности и самоконтроля
2. элиминация агрессивных проявлений и импульсивности
3. развитие речи
4. развитие концентрации внимания
Приёмы работы с детьми с СДВГ
Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены. Игры также являются прекрасной коррекционой методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развития, задержками развития, детей с СДВГ. Каковы дефицитарные функции гиперактивных детей? Это низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.
Шумные игры Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры. Подвижные игры по правилам не только развивают определенные качества, они также приучают гиперактивного ребенка к дисциплине, к подчинению своей деятельности определенной цели.
Игры с очень четкими правилами способствуют развитию внимания.
Невозможность постановки комплексной задачи
Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. На первом этапе каждая игра должна быть нацелена на развитие какого-то одного качества. Удерживая несколько условий в голове, ребенок может ни одного из них не выполнить, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу. Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве. Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно.
Тренировка сразу двух функций
Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности. Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.
Постепенное вовлечение в игру
В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в конечном итоге переходить к коллективным играм.
Синдромальный подход
Синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная с точки зрения психолога/педагога произвольная деятельность.
Компьютерные игры
Именно на поспроизвольном внимании формируется увлечение гиперактивных детей компьютерными играми. Если ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, то можно использовать компьютерные ресурсы для развития его дефицитарных функций.
Настольные игры
Существует очень много хороших настольных игр, которые можно использовать для развития ребенка с СДВГ. Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности.
Игры за партами
Есть также такие разновидности «сидячих игр», как игры за партами. Такие игры призваны снять мышечное напряжение, переключить внимание ребенка, дать возможность отдохнуть от трудной интеллектуальной деятельности.
Развитие произвольности и самоконтроля
Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо, прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать, программы деятельности (как сделать, значимых условий деятельности (разбить программу на этапы, умение исправлять ошибки (самоконтроль).
АРТ-терапия
Арттерапия снимает напряжение, высвобождает скованную агрессию, помогает исследовать и выражать свои чувства и эмоции. Считается, что благодаря работе с рисунком происходит процесс саморазвития личности и установление внутренних связей между своим бессознательным и сознательным «Я».
Активная творческая деятельность способствует снижению мышечного и эмоционального напряжения. Совместная творческая деятельность помогает импульсивным детям научиться работать вместе со сверстниками или взрослым, контролируя собственные поведенческие реакции.
Планируемые результаты:
1. положительная динамика в развитие произвольности и контроля, речи, внимания
2. уменьшение агрессивных проявлений и импульсивности
3. более развита концентрация внимания
Структура занятия:
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 15-25 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
II. Содержательный раздел
Тематическое планирование к программе коррекции функций, нарушенных вследствие СДВГ
Занятие 1
1. эмоциональный настрой
2. черепаха
3. работа по развитию речи
4. развитие мелкой моторики рук
Ноябрь 1-я неделя
Занятие 2
1. эмоциональный настрой
2. шалунья
3. работа по развитию речи
4. лабиринты
Занятие 3
1. эмоциональный настрой
2. съедобное-несъедобное
3. работа по развитию речи
4. классификация
2-я неделя
Занятие 4
1. эмоциональный настрой
2. чёрное-белое не носить
3. работа по развитию речи
4. корректурная проба
Занятие 5
1. эмоциональный настрой
2. качели
3 работа по развитию речи
4. последовательность событий
3-я неделя
Занятие 6
1. эмоциональный настрой
2. штанга
3. развитие речи
4. корректурная проба
Занятие 7
1. эмоциональный настрой
2. дерево
3. работа по развитию речи
4. развитие мелкой моторики рук
4-я неделя
Занятие 8
1. эмоциональный настрой
2. гора с плеч
3. работа п развитию речи
4. лабиринты
Занятие 9
1. эмоциональный настрой
2. кораблик
3. работа по развитию речи
4. повтори
Декабрь 1-я неделя
Занятие 10 1. эмоциональный настрой
2. возьми себя в руки
3. работа по развитию речи
4. корректурная проба
Занятие 11
1. эмоциональный настрой
2. кто сильнее
3. работа по развитию речи
4. дорисуй фигуру
2-я неделя
Занятие 12
1. эмоциональный настрой
2. шарик
3. работа по развитию речи
4. развитие мелкой моторики рук
Занятие 13
1. эмоциональный настрой
2. костёр
3. работа по развитию речи
4. разложи как было
3-я неделя
Занятие 14
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 15
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
4-я неделя
Занятие 16
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 17
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Январь 2-я неделя
Занятие 18
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 19
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
3-я неделя
Занятие 20
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 21
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
4-я неделя
Занятие 22
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 23
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Февраль 1-я неделя
Занятие 24
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 25
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
2-я неделя
Занятие 26
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 27
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
3-я неделя
Занятие 28
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 29
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
4-я неделя
Занятие 30
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 31
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Март 1-я неделя
Занятие 32
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 33
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
2-я неделя
Занятие 34
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 35
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
3-я неделя
Занятие 36
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 37
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
4-я неделя
Занятие 38
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 39
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Апрель 1-я неделя
Занятие 40
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 41
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
2-я неделя
Занятие 42
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 43
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
3-я неделя
Занятие 44
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 45
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
4-я неделя
Занятие 46
1. эмоциональный настрой
2. АРТ-терапия
3. работа по развитию речи
4. домашнее задание
Занятие 47
Диагностика
Май 1-я неделя
Занятие 48
Диагностика