Голубева Татьяна
Программа изостудии по нетрадиционному рисованию «Краски детства» для детей 5–6 лет с ЗПР
Составитель программы :
Воспитатель Голубева Т. П.
г. Москва
Программа ИЗОстудии
«Краски детства»
для детей 5-6 лет с ЗПР
нетрадиционные техники изодеятельности
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие детей, она является вариантом познания действительности и играет значительную роль во всестороннем развитии ребенка. В процессе изобразительной деятельности происходит совершенствование мелкой моторики рук, кожного и двигательного, осязательного восприятия, что является особенно важным для детей с задержкой психического развития, обеспечивает развитие эмоциональной сферы, гармоничное развитие личности ребенка, его воображения и творческих способностей.
Публикация «Программа изостудии по нетрадиционному рисованию „Краски детства“ для детей 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку с задержкой психического развития.
Использование нетрадиционной техники направлено на умение отходить от стандарта, самостоятельно мыслить и выражать в рисунке свои чувства и мысли, погружаться в удивительный мир творчества.
Применение нетрадиционных техник изодеятельности:
• способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
• стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования;
• дает возможность экспериментировать;
• развивает тактильную чувствительность, цветоразличие;
• способствует развитию зрительно-моторной координации;
• не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
• развивает нестандартность мышления, раскрепощенность, индивидуальность.
В рамках изостудии дети неограниченны в возможностях выразить свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу изодеятельности. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Итог деятельности –индивидуальная работа или коллективное панно, которые имеют огромное значение в нравственном воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности и как результат имеет огромное значение в социализации дошкольника.
Актуальность программы
Одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе-формирование творческой личности ребёнка — Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
Цель программы : развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изображения.
Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Задачи
Для формирования умения передавать в рисунке, лепке, аппликации свои впечатления от окружающей действительности:
- развивать художественное восприятие к жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Для приобретения изобразительного мастерства:
-развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;
- научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Для развития технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
- развивать способность рисовать широкие и тонкие линии;
- закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», коллаж, пластилинография;
- развивать способность изменять размах и направление движения руки при рисовании;
- развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
- помочь освоить технику рисования разнообразными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, тесто.
Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному :
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природой, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отличать уродливое в окружающем мире;
- знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
- научить различать жанры живописи;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Организационно-методические пояснения
по проведению занятий с детьми 5-6 лет
Занятия с детьми по программе проводятся в форме совместной партнёрской работы, в группе создаётся обстановка мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по группе, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
Примерная структура занятий.
1. Педагог нацеливает детей на выполнение задания.
2. Рассказывает о предстоящей работе.
3. Демонстрирует 2-3 приёма работы.
4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.
5. Дети работают творчески и свободно. Впрямую их действия не контролируются. Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы.
6. Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог (называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и называет трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой предусмотрены следующие основные методы:
1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
2. репродуктивных (работа по образцам);
3. частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
4. творческие (творческие задания, эскизы);
5. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же возможностей других материалов).
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут по подгруппам 4-6 человек.
Оборудование ИЗОстудии :
Успехи и достижения детей на занятиях по изобразительному искусству во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии и на столе у каждого ребенка, от наличия необходимого оборудования.
- рабочая одежда (фартуки,рабочий инвентарь (салфетки х/б, защитная пленка)
- изобразительные материалы : гуашь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, фломастеры, маркеры, цветной пластилин, пастель, цветные карандаши, тесто.
- кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, палитра
- бумага и картон (разных размеров, цветная бумага, ножницы, клей ПВА
- ластики
- трафареты и печатки
- тематические подборки картинок, фотографий
Требования к уровню подготовки детей 5-6 лет по программе
Дети должны знать:
- виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);
- теплые и холодные оттенки спектра;
- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.
- различать виды изоискусства;
Дети должны уметь:
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения – восковые мелки в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому, рисование сангиной, углем, тычкование полусухой жёсткой кистью, кляксография, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика;
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- работать самостоятельно;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.
Ожидаемый результат изостудии :
- развитие у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности.
- совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.
Список литературы:
1. Альбом «Я учусь рисовать» Выпуск 1, 2. – М., 2009.
2. Казакова Р. Г «Рисование с детьми дошкольного возраста» – М., 2008.
3. Комарова Т. С «Занятия по изо деятельности в детском саду» – М., 2006.
Примерное тематическое планирование занятий изостудии.
октябрь
1. Визуальное знакомство с разными техниками ИЗО
2. Веселое солнышко Учимся рисовать ладошкой.
3. Осенние деревья Знакомить с изобразительным средством — мятой бумагой и способом рисования ею. Развивать способность видеть и изображать состояние природы.
4. Нарисуем зонтик Рисуем ватными палочками. Заполнять фон набрызгом, использовать шаблон.
5. Компот из яблок Использовать яблоки — в технике печатания, оттиск пробкой.
ноябрь
1. Осенний ковер Знакомство с техникой - оттиск засушенными листьями.
2. Ветки рябины Печатать засушенными листьями и рисовать ватными палочками
3. Колючий ежик Изображать оттиском мятой бумаги (колючая спинка животного, картофельными матрицами (яблоки, грибы на колючках ежа, кистью дорисовывать недостающие детали.
4. Унылая пора – очей очарованье,подготовка фона, рисование пейзажа Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые тона. Учить смешивать краски. Изображать деревья знакомыми способами композиционно располагать их на листе бумаги.
5. Цветы для мамы Объемная аппликация из готовых форм
декабрь
1. Животный мир Изображать животных, заполняя контур крупами.
2. Наш аквариум Использовать в рисунке ладошки и пальчики
3. Елочка наряжается- 2 занятия Знакомимся с техникой печатания поролоном по трафарету; украшаем ёлочку различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами)
4. Гирлянда из рукавичек Упражняемся в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками.
январь
1. Заснеженная ёлочка Аппликация из ажурных салфеток
2. Снеговичок Техника тычкования полусухой жёсткой кистью, заполняем изображение
3. Зимний пейзаж Техника «эстамп» : печатаем засушенными листьями лесной пейзаж. Использование белого цвета и темного фона
4. Танцующие снежинки Закрепляем умение использовать трафарет
февраль
1. Пейзаж «Зима в лесу» Аппликация из ватных дисков
2. Пушистые зверята Техника тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного)
3. Чашка для папы Упражняемся в использовании и сочетании знакомых приемов изображения; украшаем чашку
4. Мимоза Рисовании ватной палочкой
март
1. Бусы для мамы Использовании и сочетании знакомых приемов изображения-печать, набрызг
2. Веселый поезд Знакомимся с лепкой из соленого теста
3. Кудрявый барашек Техника бумагопластики: сминать бумажную салфетку и скатывать её в плотный комочек
4. Совушка Учимся выполнять изображение способом обрывания и выкладывания кусочков бумаги
апрель
1. Скачут лошадки Рисуем ладошкой и пальчиками, дорисовываем кисточкой мелкие детали
2. Космос Упражняемся в аппликации из готовых форм
3. Кораблики Рисовать зубной щеткой, использовать трафареты
4. Бабочки летают Знакомимся с техникой изображения монотипия
май
1. Салют над Москвой Учимся рисовать восковыми мелками и акварелью
2. Сирень Использовать в работе трафарет и мятую бумагу
3. Яблоневый цвет Печать донцем бутылки
4. Божьи коровки Аппликация из кругов
5. Одуванчики Закреплять умение использовать в работе разные техники: трафарет, набрызг, тычкование.