Светлана Чебоксарова
Программа изостудии «Каляка Маляка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования
студии «Каляка Маляка»
(по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник рисования)
для детей от 1 года до 4 лет
срок реализации 4 года
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования студии «Каляка Маляка» представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально - положительного отношения к ДОО, дополнение и систематизацию уже полученных знаний в художественно - продуктивной деятельности, совершенствование художественно - эстетических навыков, воспитание самоорганизации, развитие познавательной активности творческих способностей путем применения нетрадиционных техник.
Публикация «Программа изостудии „Каляка Маляка“» размещена в разделах
Педагогическая целесообразность. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования –рисование пальчиками, ладошкой, монотипия, рисование ватными палочками, крупами, песком и т. д.
Особый интерес у детей и у взрослых вызывает такая техника, как рисование на песке. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
Световой планшет и стол для игр с песком – это не только шикарный тренажер для пальчиков, это еще и замечательная площадка для сюжетно-ролевых игр и проведения тематических занятий. В них можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме.
В процессе рисования на песке у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, воображение, творческие способности, память, а так же происходит активное формирование речевой деятельности.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга, поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.
Новизна программы заключается в том, что в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т. п.
Реализация программы : В форме игры, познавательной активности и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка (ФГОС).
Цель программы : Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
Обучающие
1. Учить правильно, держать инструменты, не напрягая мышц и не сжимая пальцы; добиваться свободного движения руки во время рисования.
2. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке. Учить «входить в образ».
3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
4. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы выражения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.
Развивающие
1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорции, цвета, фактуры.
2. Развитие познавательной активности, творческого мышления.
3. Развитие эстетической восприимчивости.
Воспитательные
1. Воспитание эстетического вкуса.
2. Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.
3. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
Отличительными особенностями программы являются :
- работа с различными материалами (манная и пшенная крупы, песок, гуашь.);
- использование нетрадиционных техник рисования (монотипия, рисование пальчиком или ладошками, и др.)
Принципы построения программы :
Личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку;
Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной деятельности;
Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность, сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
- Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
- Письмо МиноборнаукиРоссии от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав МАДОУ «ЦРР – д/с «Гнёздышко».
Организация работы студии:
• Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13
• Программа рассчитана на воспитанников в возрасте от 1года до 4 лет, не имеющих противопоказаний для работы с красками и песком:
1. дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
2. аллергия на пыль и мелкие частицы;
3. легочные заболевания;
4. кожные заболевания, порезы на руках.
Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая.
Группа может насчитывать 3-5 детей.
Периодичность занятий - 2 раза в неделю.
Продолжительность образовательной деятельности 20 минут во второй половине дня в рамках работы студии.
Методы: беседы, объяснения, конкурсы, выставки. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Материалы:
крупы (манка, пшено);
чистый сухой песок;
кинетический «живой» песок;
гуашь;
листы бумаги различного цвета и формата.
Оборудование:
Световой планшет. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок.
Разносы.
Мелкие фигурки (Киндер).
Мини конструктор.
Матерчатые салфетки;
Стаканы для воды;
Трубочки коктельные;
Подставки под кисти; кисти;
Формочки, трафареты, ситечки;
Декоративные камушки, палочки;
Массажные мячи;
Паралоновые палочки;
Музыкальное сопровождение на CD.
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
• просеивание (сквозь пальцы)
• расхлопывание ладошкой
• дождик (сыпем из кулачка)
• торнадо (сыпем из двух кулачков)
• волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы) :
• Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
• Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
• Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
• Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней.
Особенности в работе с песком на световом планшете:
• Рисование отличается простотой.
• Песочное рисование это – КРАСОТА!
• Пластичность.
• Уменьшение стресса.
• Воздействие светом, цветом, музыкой.
Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры нужно убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
Формы проведения итогов реализации программы :
• Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
Ожидаемый результат работы студии:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится диагностика познавательной сферы (см. приложение № 1). Оценка познавательного развития определяется по трё м уровням: сформирован, не сформирован, в стадии формирования.
Формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.