Лучший педагог года

Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей

Козлова Екатерина
Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы

I Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность программы

В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, именуемом синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Основные направления данного нарушения является высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушение внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.

Публикация «Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей» размещена в разделах

Первые проявления гиперактивности появляются у детей в возрасте до 7 лет, у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Пики проявления данного синдрома совпадают с психоречевым развитием ребенка: в период от 1 до 2 лет, когда у ребенка закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка увеличивается словарный запас и в период с 6 до 7 лет при формировании чтения и письма.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что он не хочет, а потому, что его физиологические способности не позволяют ему это сделать.

Добиться того, чтобы ребенок с гиперактивностью стал послушным и покладистым не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

На базе МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск» по результатам диагностики были выявлены 8 детей с признаками гиперактивности. После проведения диагностики составлен тематический план по работе с данной категорией детей и разработана программа.

1.2 Цель и задачи Программы

Цель – коррекция эмоционально-личностных и познавательных нарушений (невнимательности, импульсивности, неусидчивости) детей среднего и старшего дошкольного возраста с СДВГ.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способствовать развитию внимания и воображения;

2. Разработать план мероприятий для профилактики гиперактивности детей дошкольного возраста;

3. Скоординировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определенными ФГОС.

В основу программы заложены следующие принципы:

- Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических особенностей детей;

- Принцип дифференциации – учет различия детей к обучению и воспитанию;

- Принцип гуманитаризации – преобладание наук, связанных с изучением общества;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :

гуманитарный (учет специфики индивидуальных потребностей ребенка);

системно- деятельностный (учет обратной связи с детьми);

1.4. Возрастные особенности развития детей

Младший возраст: ведущая деятельность этого возраста – игровая. Он характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и детей.

Старший дошкольный возраст: совершенствуется нервная система, развиваются не только сюжетно- ролевые игры, но и игры- фантазии, игры с правилами, формируется произвольность действий, появляются элементы словесно- логического мышления.

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы

Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов.

Ребенок:

- сформирует навыки общения со взрослыми и сверстниками, навыки взаимопомощи

- осваивает социальные нормы выражения чувств.

- наблюдение за действиями детей в процессе поэтапной работы

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

Диагностический модуль.

№ занятия Цель и задачи Приемы и методы работы Срок реализации

1 Выявить признаки гиперактивности. Анализ результатов обследования. подбор материала по коррекционно-развивающей работе.

Анкетирование родителей на выявление адекватности представлений родителей о степени тяжести нарушения развития у детей. Граффамоторный тест «Дом, дерево, человек», протокол наблюдения за ребенком СДВГ, анкетирование родителей, педагога.

Сентябрь

Коррекционный модуль.

2. Создание благоприятных условий для развития внимания, памяти, снятие эмоциональной напряжённости - Игра «Да» и «Нет» не говори.

- - Игра «Что исчезло?»

- Упражнение «Запомни и повтори движения»

- Упражнение «Снеговик».

- Консультация для родителей «Роль родителей в воспитание ребенка с синдромом СДВГ». Сентябрь

3. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности. - Игра «Летает, не летает».

- Игра «Что изменилось?»

- Упражнение «Зайка испугался»

- Упражнение «Дерево»

- Консультация для педагогов «Роль педагога в воспитании детей с синдромом СДВГ» Октябрь

4. Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. - Игра “Съедобное, не съедобное”.

- “Внимание – рисуй”.

- Упражнение “Перекрестные хлопки”.

- Пантомима “Петушки”.

- Упражнение “Пальчики”. Октябрь

5. Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Запретное движение”.

- Игра “Слушай хлопки”.

- Упражнение” Робот”.

- Упражнение “Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

- Упражнение на расслабление “Пальчики”. Ноябрь

6. Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

- Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

- Упражнение “Вкусная конфета”.

- Упражнение на расслабление “Снеговик”. Ноябрь

7. Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Лабиринты”.

- Упражнение “Хождение по линии”.

- Упражнение “Запомни и повтори движения”.

- - Упражнение “Лодочка”. Декабрь

8. Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Считалочки - бормоталочки».

- Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», «Баба - яга»

- Упражнение на релаксацию «Прогулка Декабрь

9. Снятие эмоциональной напряженности. Тренировка сосредоточенности. - Игра «Принц на цыпочках»

- Упражнение «Руки-ноги»

- Упражнение «Обведи по точкам» Январь

10. Развитие произвольности психических процессов. Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватных форм поведения - Игра «Черепаха»

- Упражнение «Буратино»

- Упражнение «Раскрась по цифрам»

- Рекомендации для педагога «игры и упражнения в работе с гиперактивным ребенком» Январь

11. Развитие эмоциональной сферы, произвольности

психических процессов. Формирование адекватных форм поведения.

- Игра «Ветерок»

- Упражнение «Связующая нить»

- Упражнение «Собери квадрат»

- Памятка для родителей «Как заниматься с гиперактивным ребенком» Февраль

12. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности -Игра «Говори»

- Упражнение «Считалочки- бормоталочки»

- Упражнение «Лабиринты»

- Рекомендации для педагога «Игры и упражнения в работе с гиперактивным ребенком» Февраль

13. Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «неожиданные картинки»

- Упражнение «Шалуны»

- Игра с песком. Март

14. Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Что нового?»

- Упражнение «Хождение по линии»

- Упражнение «Лабиринты» Март

15. Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Найди отличия»

- Упражнение «На одну группу»

- Выкладывание узора из мозаики Апрель

16. Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. - Игра «Три движения»

- Упражнение «Каратист»

- упражнение на релаксацию «Мое настроение»

- Складывание пазл

Апрель

17. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности - Игра «Фотограф»

- Упражнение «Археолог»

- Методика «Эталоны» Май

18. Развитие произвольности психических процессов. Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватных форм поведения - Игра «Что исчезло»

- Упражнение «Танцы-противоположности»

- Методика «Воспроизведи рисунки»

- Консультация для родителей «Советы родителям в дальнейшем развитии детей СДВГ» Май

Аналитический модуль.

Проведение повторной диагностики детей, оценка эффективности работы, составлений рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.

2.2. Формы и методы, используемые в реализации программы

Программа включает в себя 18 занятий, которые будут проводится в кабинете психолога с октября по май два раза в месяц, в первую половину дня по 20-30 минут каждое. Занятия предназначены для детей 4-7 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.

Методические приемы, используемые в программе :

игры на развития внимания, воображения;

игры изадания, направленные на развитие произвольности;

релаксационные упражнения;

рисование;

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение программы :

- листы на каждого ребенка;

- демонстрационный материал;

- мультимедиа;

- дидактические игры, пособия.

3.2. Научно- методическое обеспечение программы

- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 п. Новоорск» (приказ №27 от 17.09.2014).

- Парциальная программа Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- м. 6 ООО «Национальный книжный центр», 2011.- 64с;

- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: коррекционная работа с гиперактивными детьми. - м. : УЦ «Перспектива», 2009.- 44с.

- ГибдракиповаВ. И. ,Эйдемилер Э. Г. Психологическая коррекция детей с гиперактивностью.

3.3. Время и сроки реализации программы

Организационно- образовательная деятельность по освоению содержания программы организуются 2 раза в месяц, в первой половине дня, продолжительность 15мин в подгрупповой и индивидуальной форме.

3.4. Организация предметно-развивающей среды

Прежде всего, необходимо учесть, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.

IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 п. Новоорск» (приказ №27 от 17.09.2014).

- Парциальная программа Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- м. 6 ООО «Национальный книжный центр», 2011.- 64с;

- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: коррекционная работа с гиперактивными детьми. - м. : УЦ «Перспектива», 2009.- 44с.

- ГибдракиповаВ. И. ,Эйдемилер Э. Г. Психологическая коррекция детей с гиперактивностью.

Публикации по теме:

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей  «Игры для гиперактивных детей» В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного выявления синдрома дефицита внимания с гиперреактивностью, его медико.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

План работы интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детейПлан работы интернет-лектория по воспитанию и обучению гиперактивных детей Цель: Организация психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей. Октябрь Тема: Информация о реализации проекта «Шустрик».

Пояснительная записка к социальному проекту для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Пояснительная записка к социальному проекту для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Одна из наиболее часто встречающихся проблем, которая стоит перед педагогами, работающими с детьми с ОВЗ - гиперактивность детей. У детей.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Развивающие игры для гиперактивных детей 1. Подвижные игры на развитие внимания а) «Слалом-гигант». Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детейСоветы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 11:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД