Козлова Екатерина
Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
I Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность программы
В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, именуемом синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Основные направления данного нарушения является высокая подвижность, неусидчивость, беспокойство, нарушение внимания, эмоциональная лабильность, импульсивность. Естественно, такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи.
Публикация «Программа индивидуального сопровождения гиперактивных детей» размещена в разделах
Первые проявления гиперактивности появляются у детей в возрасте до 7 лет, у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Пики проявления данного синдрома совпадают с психоречевым развитием ребенка: в период от 1 до 2 лет, когда у ребенка закладываются навыки речи, в 3 года, когда у ребенка увеличивается словарный запас и в период с 6 до 7 лет при формировании чтения и письма.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что он не хочет, а потому, что его физиологические способности не позволяют ему это сделать.
Добиться того, чтобы ребенок с гиперактивностью стал послушным и покладистым не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
На базе МДОУ «Детский сад №4 п. Новоорск» по результатам диагностики были выявлены 8 детей с признаками гиперактивности. После проведения диагностики составлен тематический план по работе с данной категорией детей и разработана программа.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель – коррекция эмоционально-личностных и познавательных нарушений (невнимательности, импульсивности, неусидчивости) детей среднего и старшего дошкольного возраста с СДВГ.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способствовать развитию внимания и воображения;
2. Разработать план мероприятий для профилактики гиперактивности детей дошкольного возраста;
3. Скоординировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определенными ФГОС.
В основу программы заложены следующие принципы:
- Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических особенностей детей;
- Принцип дифференциации – учет различия детей к обучению и воспитанию;
- Принцип гуманитаризации – преобладание наук, связанных с изучением общества;
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательного процесса;
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :
гуманитарный (учет специфики индивидуальных потребностей ребенка);
системно- деятельностный (учет обратной связи с детьми);
1.4. Возрастные особенности развития детей
Младший возраст: ведущая деятельность этого возраста – игровая. Он характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Расширяется круг общения ребенка с миром взрослых и детей.
Старший дошкольный возраст: совершенствуется нервная система, развиваются не только сюжетно- ролевые игры, но и игры- фантазии, игры с правилами, формируется произвольность действий, появляются элементы словесно- логического мышления.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста программы
Реализация программы будет способствовать достижению следующих результатов.
Ребенок:
- сформирует навыки общения со взрослыми и сверстниками, навыки взаимопомощи
- осваивает социальные нормы выражения чувств.
- наблюдение за действиями детей в процессе поэтапной работы
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Тематическое планирование образовательной деятельности
Диагностический модуль.
№ занятия Цель и задачи Приемы и методы работы Срок реализации
1 Выявить признаки гиперактивности. Анализ результатов обследования. подбор материала по коррекционно-развивающей работе.
Анкетирование родителей на выявление адекватности представлений родителей о степени тяжести нарушения развития у детей. Граффамоторный тест «Дом, дерево, человек», протокол наблюдения за ребенком СДВГ, анкетирование родителей, педагога.
Сентябрь
Коррекционный модуль.
2. Создание благоприятных условий для развития внимания, памяти, снятие эмоциональной напряжённости - Игра «Да» и «Нет» не говори.
- - Игра «Что исчезло?»
- Упражнение «Запомни и повтори движения»
- Упражнение «Снеговик».
- Консультация для родителей «Роль родителей в воспитание ребенка с синдромом СДВГ». Сентябрь
3. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности. - Игра «Летает, не летает».
- Игра «Что изменилось?»
- Упражнение «Зайка испугался»
- Упражнение «Дерево»
- Консультация для педагогов «Роль педагога в воспитании детей с синдромом СДВГ» Октябрь
4. Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. - Игра “Съедобное, не съедобное”.
- “Внимание – рисуй”.
- Упражнение “Перекрестные хлопки”.
- Пантомима “Петушки”.
- Упражнение “Пальчики”. Октябрь
5. Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Запретное движение”.
- Игра “Слушай хлопки”.
- Упражнение” Робот”.
- Упражнение “Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”
- Упражнение на расслабление “Пальчики”. Ноябрь
6. Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Запретное слово”.
“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.
- Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.
- Упражнение “Вкусная конфета”.
- Упражнение на расслабление “Снеговик”. Ноябрь
7. Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра “Лабиринты”.
- Упражнение “Хождение по линии”.
- Упражнение “Запомни и повтори движения”.
- - Упражнение “Лодочка”. Декабрь
8. Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Считалочки - бормоталочки».
- Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», «Баба - яга»
- Упражнение на релаксацию «Прогулка Декабрь
9. Снятие эмоциональной напряженности. Тренировка сосредоточенности. - Игра «Принц на цыпочках»
- Упражнение «Руки-ноги»
- Упражнение «Обведи по точкам» Январь
10. Развитие произвольности психических процессов. Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватных форм поведения - Игра «Черепаха»
- Упражнение «Буратино»
- Упражнение «Раскрась по цифрам»
- Рекомендации для педагога «игры и упражнения в работе с гиперактивным ребенком» Январь
11. Развитие эмоциональной сферы, произвольности
психических процессов. Формирование адекватных форм поведения.
- Игра «Ветерок»
- Упражнение «Связующая нить»
- Упражнение «Собери квадрат»
- Памятка для родителей «Как заниматься с гиперактивным ребенком» Февраль
12. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности -Игра «Говори»
- Упражнение «Считалочки- бормоталочки»
- Упражнение «Лабиринты»
- Рекомендации для педагога «Игры и упражнения в работе с гиперактивным ребенком» Февраль
13. Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «неожиданные картинки»
- Упражнение «Шалуны»
- Игра с песком. Март
14. Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Что нового?»
- Упражнение «Хождение по линии»
- Упражнение «Лабиринты» Март
15. Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения - Игра «Найди отличия»
- Упражнение «На одну группу»
- Выкладывание узора из мозаики Апрель
16. Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения. - Игра «Три движения»
- Упражнение «Каратист»
- упражнение на релаксацию «Мое настроение»
- Складывание пазл
Апрель
17. Способствовать развитию внимания, моторики, согласованности и координации движений, снятие психоэмоциональной напряженности - Игра «Фотограф»
- Упражнение «Археолог»
- Методика «Эталоны» Май
18. Развитие произвольности психических процессов. Развитие эмоциональной сферы. Формирование адекватных форм поведения - Игра «Что исчезло»
- Упражнение «Танцы-противоположности»
- Методика «Воспроизведи рисунки»
- Консультация для родителей «Советы родителям в дальнейшем развитии детей СДВГ» Май
Аналитический модуль.
Проведение повторной диагностики детей, оценка эффективности работы, составлений рекомендаций родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
2.2. Формы и методы, используемые в реализации программы
Программа включает в себя 18 занятий, которые будут проводится в кабинете психолога с октября по май два раза в месяц, в первую половину дня по 20-30 минут каждое. Занятия предназначены для детей 4-7 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.
Методические приемы, используемые в программе :
игры на развития внимания, воображения;
игры изадания, направленные на развитие произвольности;
релаксационные упражнения;
рисование;
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение программы :
- листы на каждого ребенка;
- демонстрационный материал;
- мультимедиа;
- дидактические игры, пособия.
3.2. Научно- методическое обеспечение программы
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 п. Новоорск» (приказ №27 от 17.09.2014).
- Парциальная программа Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- м. 6 ООО «Национальный книжный центр», 2011.- 64с;
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: коррекционная работа с гиперактивными детьми. - м. : УЦ «Перспектива», 2009.- 44с.
- ГибдракиповаВ. И. ,Эйдемилер Э. Г. Психологическая коррекция детей с гиперактивностью.
3.3. Время и сроки реализации программы
Организационно- образовательная деятельность по освоению содержания программы организуются 2 раза в месяц, в первой половине дня, продолжительность 15мин в подгрупповой и индивидуальной форме.
3.4. Организация предметно-развивающей среды
Прежде всего, необходимо учесть, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 п. Новоорск» (приказ №27 от 17.09.2014).
- Парциальная программа Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»- м. 6 ООО «Национальный книжный центр», 2011.- 64с;
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: коррекционная работа с гиперактивными детьми. - м. : УЦ «Перспектива», 2009.- 44с.
- ГибдракиповаВ. И. ,Эйдемилер Э. Г. Психологическая коррекция детей с гиперактивностью.