Светлана Крымская
«Радуга талантов». Программа художественной направленности для детей 3–7 лет (срок реализации 4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации ЗАТО Северск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
«Радуга талантов»
Программа художественной направленности
для детей 3-7 лет
срок реализации 4 года
Крымская Светлана Анатольевна,
воспитатель
г. Северск 2015г.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Публикация «„Радуга талантов“, Программа художественной направленности для детей 3–7 лет (срок реализации 4 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Занятия по программе «Радуга талантов» направлены на нестандартное решение развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов с использованием различных материалов и техник (печать засушенными листьями, рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками, тычком сухой жесткой кистью, по мокрому; аппликация с использованием засушенных листьев, салфеток, цветной бумаги (обрывание, пряжи, крупы, пуговиц; пластилинография и многое другое).
Актуальность
Дошкольный период детства – это период, когда закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Также актуальность продиктована требованиями ФГОС ДО (п. 1.6., одна из целей стандарта – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Цель и задачи
Цель: Формирование у детей художественно - творческих способностей через различные виды изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
Задачи:
1)Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и применение их на практике.
2)Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов с использованием различных изобразительных материалов и техники;
3)Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4)Создание пространственно - развивающей среды, способствующей накоплению чувственного опыта и творческой продуктивной деятельности дошкольников.
5)Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Структура проведения занятия
I часть: пальчиковая игра
II часть: показ техники (знакомство с новой техникой и выполнение работы); в середине занятия – динамическая пауза (физминутка)
III часть: анализ работ
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Возраст детей 3-7 года, количество детей - 10-12 человек, время занятий 15 – 30 мин (с динамической паузой – в начале занятий рекомендуется проводить пальчиковою гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.)
Срок реализации – 4 года.
Возрастные группы детей Продолжительность
занятия Периодичность в неделю Количество часов в год
Младшая 15 мин. 1 раз 32 занятия
Средняя 20 мин. 1 раз 32 занятия
Старшая 25 мин. 1 раз 32 занятия
Подготовительная к школе 30 мин. 1 раз 32 занятия
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста:
В образовательном процессе используются следующие виды контроля:
- входной - проводится в начале обучения по программе, предусматривает изучение личности обучающегося с целью знакомства с ним (наблюдение).
- текущий - проводится после прохождения какой-нибудь темы, для определения уровня освоения программного материала и дальнейшей корректировке действий педагога (наблюдение).
- промежуточный - проводится в середине учебного года с целью определения уровня компетентности обучающихся (наблюдение, творческое задание).
- итоговый - проводится в конце обучения по программе с целью определения качества усвоения программного материала и проводится в виде выполнения творческих заданий, а также оформляется итоговая выставка работ обучающихся.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса для педагогов и родителей.
Нетрадиционные художественные техники:
Младшая группа (3-4 года)
рисование жесткой полусухой кистью
рисование пальчиком
рисование ладошкой
рисование ватной палочкой
оттиск пробкой
оттиск листьями
рисование манкой
пластилинография
скатывание бумаги
обрывная аппликация
Средняя группа (4-5 лет)
восковые мелки + акварель
свеча +акварель
рисование мятой бумагой
монотипия предметная
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
монотипия пейзажная
тестопластика
набрызг
воздушные фломастеры
кляксография с трубочкой
фотокопия – рисование свечой
граттаж черно- белый, цветной
рисование нитками
Техническое оснащение занятий:
столы и стулья по количеству воспитанников;
мольберт или магнитная доска;
бумага для рисования и цветная;
картон;
осенние листья;
гуашь;
акварель;
восковые мелки;
свечи;
ватные палочки;
палочки с заточенными концами;
различные печатки;
цветные бумажные салфетки;
пластилин;
крупа;
пряжа разноцветная;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды; подставки под кисти;
кисти мягкие и жесткие;
трафареты;
трубочки для коктейля.
Список использованных источни
1. http://urok.sokolskoe.org.ru/index.php/dou/92-92
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с палитрой»
Разработчик: Аверкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Кировский Центр детского творчества «Юность»
3. Образовательная программа кружка по изобразительной деятельности «Наше творчество» для работы с детьми 4-5 лет (2012-2013 уч. год) Автор : воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16» Забегаева Людмила Викторовна
4. «Пластилинка» Программа по пластилинографии для детей старшего дошкольного возраста. Автор - составитель: Москвина Анна Юрьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Лесная сказка» Набережные Челны
5. Н. А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч. 1, 2.
7. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники»
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»