Шаихова Валерия Викторовна
Программа «Дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Знакомить детей с основными эмоциями.
2. Развивать и корректировать волю, умение различать и анализировать эмоции.
3. Повышать уровень самоконтроля в поведении.
Этапы работы:
1 этап — диагностический.
Цель: изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей, выявление детей, нужда-ющихся в коррекционно-развивающих занятиях, формирование программы.
2 этап - установочный.
Публикация «Программа „Дружная семья“» размещена в разделах
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы у детей, формирование желания сотрудничества с педагогом-психологом для коррекции.
3 этап - коррекционный.
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей, повышение уровня самоконтроля в поведении.
4 этап – контрольный.
Цель: оценка эффективности коррекционной работы.
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - групповая.
Группа состоит из 3-4 человек.
Основные методы диагностической и коррекционной работы:
1. Экспертная оценка (в роли экспертов выступают воспитатели).
2. Наблюдение.
1. Психоразвивающие игры.
2. Игры.
3. Упражнения.
4. Этюды.
5. Импровизации.
6. Свободное и тематическое рисование.
7. Фрагменты ауторелаксации.
8. Поведенческий тренинг.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю. Всего 10 занятий по 20 минут.
Занятия
Занятие 1.
Тема: «Сплочение группы детей»
Цель: подготовка к занятиям по расширению представлений об эмоциях, развитие вооб-ражения, сплочение группы и повышение интереса детей к дальнейшим занятиям.
Оборудование:
- колокольчик;
- плотный картон 80х80 см;
- пять пиктограмм: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- клей;
- ножницы (по количеству детей);
- иллюстрации из журналов и открытки с изображением воды, цветов, камней, травы, почвы и т. п. ;
- природный материал и т. п.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: Саша, здравствуй! Теперь Саша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться и т. д. А теперь возьмемся все за руки и скажем «Здравствуйте!». Молодцы!
Основная часть (14-15 мин) :
- Нам с вами предстоит сегодня потрудиться, сделать макет моря, в котором находятся острова. Острова необычные, названия их вы конечно же встречали в своей жизни, я по-могу вам вспомнить. (воспитатель показывает детям пиктограмму «радость»). По-смотрите на лицо человечка, что происходит с его лицом? (обсуждение) Следовательно, один из островов будет называться? (остров «Радости»).
Обсуждение пиктограмм: «грусть», «страх», «гнев», «горе». Соответственно дети называют острова - остров Грусти, остров Страха, остров Гнева, остров «Горя».
- Приступим к работе и сделаем макет островов в море, по которым на следующих встре-чах мы будем с вами путешествовать (дети рассаживаются вокруг стола, на котором лежат все материалы.)
Макет моря, в котором располагаются пять островов. С помощью ведущего на плотный картон приклеиваются вырезки из иллюстрированных журналов и открыток, символизи-рующие названия вышеуказанных островов. На острове могут быть дорожки, улицы, птицы и т. д., но относящиеся только к одной, указанной выше эмоции.
Заключительная часть (2-3 мин) :
- Макет готов. В море находятся пять островов. Давайте, вспомним, как называется каж-дый из них (ответы детей). А теперь закроем глаза и послушаем шум волн в нашем море (аудио с легким шелестом морского прибоя).
На этом наша встреча заканчивается. А в путешествие по сказочным островам мы отпра-вимся в следующий раз. До свидания.
Занятие 2.
Тема: «Эмоции, музыка и цвет»
Цель: расширение представлений о пяти эмоциях: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе», снятие мышечного и эмоционального напряжения, различие эмоций посредством музыки и цвета.
Оборудование:
- колокольчик;
- макет моря с островами;
- пять бумажных фигурок гномов, выражающих на лице: «радость», «грусть», «страх», «злость», «горе»;
- клей;
- ножницы (по количеству детей);
- цветная бумага: желтый, синий и коричневый цвета;
- аудиозапись - музыка, соответствующая пяти эмоциям: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе».
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Добрый день, ребята! Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А теперь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы!»
Основная часть (14-15 мин) :
- На прошлой встрече мы с вами открыли в море острова и назвали их. Давайте вспомним названия наших островов. А чтобы нам было легче вспомнить, к нам пришли в гости гно-мики, которые и живут на этих островах. Давайте мы с вами отгадаем с какого острова каждый из этих гномиков. Показ фигуры гномика, вопросы для обсуждения: посмотрите на лицо гномика. Что чувствует он? Как вы это узнали? После ответов детей каждый гном располагается на своем острове.
- А теперь мы с вами прослушаем мелодии (мелодии соответствуют эмоциям, о которых говорилось выше, и такому же порядку).
- Мы еще раз с вами послушаем первую (вторую, третью, четвертую) мелодию и поду-маем, какой гном мог её написать? (слушают) А как бы он стал танцевать под эту музы-ку? (танцуют). Очень хорошо. Сейчас мы с вами превратимся в художников и подумаем, в какой цвет нам раскрасить эту эмоцию, но у нас с вами только четыре цвета: желтый, красный, синий и коричневый. Какой цвет лучше изобразит «радость» («грусть», «страх», «злость», «горе»). (Ответы детей).
(Аналогично проводится работа со всеми остальными эмоциями, в результате «ра-дость» - желтый цвет, «грусть» - синий, «страх» - коричневый, «гнев» - красный, «горе» - черный.)
Заключительная часть (2-3 мин) :
- Замечательно! Но мы с вами не случайно подбирали и раскрашивали эмоции в цвета. Наши острова находятся в открытом море и чтобы к ним добраться, надо плыть по курсу и не сбиться с него. Чтобы нам было понятно, когда мы с вами отправимся в путешествие, куда плыть, мы приклеим цветную полоску, обозначающую наш путь, цвет которой соответствует названию острова (по ходу работы подводится итог занятия)
- На этом наша встреча заканчивается. До свидания.
Занятие 3.
Тема: «Радость»
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, развивать умение слушать и понимать других.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «радость»;
- карточки с изображением радостных людей и животных;
- разноцветные кусочки поролона (не менее семи на одного ребенка);
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев»;
- зеркало;
- бубен;
- «Волшебный мешочек».
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем «Добрый день!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим. Молодцы!
Основная часть (9-10 мин) :
- На прошлой встрече мы с вами определили курс и проложили дорогу к нашим островам. Сегодня мы с вами отправимся на волшебном корабле на остров «Радости». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Радости», где все жители этого острова радуются и веселятся). (На столе и на полу лежат карточки с изображением радостных людей и животных).
- Жители острова каждый день отмечают чей-то день рождения. (Показывая гнома-именинника, детям предлагается поздравить его вместе с жителями острова. Под рит-мы бубна дети танцуют для именинника, поют ему песни, угощают воображаемым ла-комством: передают конфету и помогают её развернуть, передают тающее морожен-ное и т. п,. затем дети по очереди дарят гному воображаемый подарок и рассказывают о нем.)
- А сейчас я предлагаю посмотреть, какие же подарки нашему гному приготовили жители острова. (Идет игра «Волшебный мешочек», дети на ощупь угадывают подарки).
- А теперь ребята давайте устроим салют в честь дня рождения гномика. (Дети бросают вверх кусочки цветного поролона).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-7 мин) :
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пикто-грамм, которая может рассказать, где мы побывали. А покажите, как ходят радостные люди, как танцуют, как разговаривают (проговаривание фразы «Добрый день!»). Покажи-те, какие вы, когда радостные (смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают). Вам нравится радость? (ответы детей). Что можно сделать, чтобы человек обрадовался? (ответы детей).
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 4.
Тема: «Грусть»
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «грусть»;
- карточки с изображением грустных и плачущих людей и животных;
- конверт с картинками: улыбка, игрушка, конфета, и т. п. ;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- зеркало;
- аудио запись со спокойной музыкой.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно по-приветствуем друг друга. Я ласково дотронусь ладошкой до своего соседа слева и про-шепчу: «София, я рада тебя видеть». Теперь Таня своей ладошкой дотрагивается до своего соседа слева и говорит: «Ира, я рада тебя видеть» (и т. д.). Молодцы!
Основная часть (9-10 мин) :
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Радости». Сегодня мы с вами от-правимся на волшебном корабле на остров «Грусти». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Грусти». На столе и на полу лежат карточки с изображением грустных и плачущих людей и животных.)
- Все жители острова плачут и грустят. (показывает плачущего гнома).
Гном: А давайте поревем вместе!
Воспитатель: Ребята, мы же с вами добрые волшебники и можем помочь гному.
Гном: вы волшебники? Так мы, все жители острова, давно вас ждем. У нашего острова есть тайна. Нас заколдовала злая волшебница и с тех пор мы забыли, как смеяться. Она сказала на прощанье, что только самые добрые волшебники смогут нам помочь и оставила этот конверт. ( Из конверта на стол высыпаются картинки - волшебные средства против грусти: улыбка, игрушка, конфета, и т. п. Дети собирают картинки)
- Ребята, это не простые картинки, на каждой написано, что нужно сделать, чтобы сбро-сить чары злой волшебницы. (Зачитываются).
- Когда тебе грустно, постарайся улыбнуться. Давайте научим жителей острова улыбаться и веселиться, покажем, как радуются люди. (Показ).
- Возьми свою любимую игрушку, прижми к себе, поиграй с ней (дети выбирают по од-ной игрушке из тех, что находятся в комнате, прижимают их, гладят).
- Вспомни о самом приятном на свете, например о сладкой конфете (детям предлагается закрыть глаза и подумать о самом приятном в их жизни, затем по очереди рассказать).
- Поиграй с друзьями (дети рассказывают жителям острова, в какие игры можно иг-рать, когда грустно, называя свои любимые).
- Посмотрите ребята, мы смогли расколдовать жителей острова «Грусть», теперь и они знают волшебные средства против грусти (меняются плачущие изображения на радост-ные).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-7 мин) :
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пикто-грамм, которая может рассказать, где мы побывали. А покажите, как ходят грустные лю-ди, как играют, как разговаривают (проговаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие вы, когда грустные (смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают). Вам нравится грустить? (ответы детей). Что можно сделать, чтобы человек не грустил? (ответы детей).
- Упражнение «Волшебный сон» (Звучит тихая спокойная музыка, дети расслабляются и видят волшебный сон, в котором воспитатель рассказывает обо всем, что они узнали на занятии.)
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 5.
Тема: «Страх».
Цель: Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, препят-ствующие его полноценному личностному развитию.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «страх»;
- карточки с изображением людей и животных, которые бояться;
- чистые листы бумаги;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев», «горе»;
- зеркало;
- цветные карандаши.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно
поприветствуем друг друга, для этого потрем свою ладошку о ладошку соседа справа. Мы потремся ладошкой с Лизой, при этом произнесем: «Доброе утро», Лиза потрется ладошкой с Дианой и т. д. А теперь давайте поздороваемся коленями, плечами, спинами, пятками, лбами. Замечательно! Надеюсь, что теперь все готовы для следующего путешествия.
Основная часть (10-12 мин) :
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Грусти». Сегодня мы с вами от-правимся на волшебном корабле на остров «Страха». Капитан, определите курс, чтобы попасть на остров. (Дети приплывают на остров «Страха»).
- Посмотрите вокруг, на острове никого не видно. Только слышно как зубы стучат и видно как уши дрожать. Давайте поищем жителей. ( дети заглядывают под столы и стулья и находят там спрятавшихся людей и животных: картинки с перекошенными от страха лиц людей и мордочек животных).
Воспитатель: Гномик, что у вас происходит?
Гном: Понимаете, у нас на острове все боятся: темноты, лягушек, пауков, уколов, высоты и т. п.! На острове даже сказки страшные. Вот, например сказка «Три поросенка» (зачиты-вается отрывок сказки, где поросята убегают от волка и дрожат от страха, затем этюд инсценируется детьми).
Воспитатель: Почему Наф-Наф не боялся страшного волка? (Ответы детей).
- Ребята, по этому поводу даже существует поговорка «Все вместе мы – сила». Это значит, когда нам страшно можно позвать на помощь друзей, маму и т. д. Кто может показать смелого поросенка (Показ). Для того, чтобы победить свой страх, надо смело выйти ему навстречу. А теперь давайте нарисуем каждый свой страх. (Рисование страхов, рассказы детей о своих страхах).
- Давайте скажем своему страху громко: «Я тебя не боюсь! Нет!» (дети проговаривают).
- А теперь мелко-мелко порвем свой страх (дети рвут рисунки).
- А теперь соберем клочки, сомнем их, растопчем ногами и выбросим (дети проделывают все манипуляции).
- Послушай гномик советы ребят, как нужно бороться со своими страхами. ( Дети учат жителей острова не бояться: когда страшно, нужно позвать кого-нибудь, чтобы вме-сте победить страх; можно смело посмотреть на свой страх, тогда он станет совсем не страшным; можно свой страх нарисовать, затем порвать, смять и выбросить).
- Ребята вот и настал момент возвращения в детский сад. Капитан, определите курс, что-бы попасть домой.
Заключительная часть (3-5 мин) :
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пикто-грамм, которая может рассказать, где мы побывали. А покажите, как ходят люди, кото-рым страшно, как играют, как разговаривают (проговаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие были жители, когда им было страшно (смотрят в зеркало). Сравните друг с другом (сравнивают).
- Игра «Гуси-лебеди» Дети играют на полянке. Когда психолог подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья. Игра повторяется 2 раза.
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 6.
Тема: «Гнев».
Цель: Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (гнев и пр., пре-пятствующие его полноценному личностному развитию, формировать позитивное отно-шение к другим.
Оборудование:
- макет моря с островами;
- бумажная фигурка гнома, выражающая на лице: «гнев»;
- карточки с изображением злыхлюдей и животных;
- пиктограммы пяти эмоций: «радость», «грусть», «страх», «гнев»;
- зеркало.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А те-перь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы! Замечательно! Надеюсь, что теперь все готовы для следующего путешествия.
Основная часть (10-12 мин) :
- На прошлой встрече мы с вами побывали на острове? «Страха». Сегодня мы с вами от-правимся на волшебном корабле на остров «Гнева». Капитан, определите курс, чтобы по-пасть на остров. (Дети приплывают на остров «Гнева»).
- Вот мы и прибыли на остров. На этом острове и животные и люди часто злятся, ссорятся, кричат друг на друга. (на столе расположены картинки с изображением сердитых людей и животных, дети подробно рассматривают их).
Воспитатель: Гномик, что у вас происходит?
Гном: Понимаете, у нас на острове живут сердитые герои сказок. Вот например Умываль-ник и Крокодил (зачитывается отрывок произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила).
Воспитатель: Почему рассердились Умывальник и Крокодил? (Ответы детей).
- Как гневался Умывальник, Крокодил? (показ). (Затем дети рассматривают иллюстра-ции, на которых изображены сердитые умывальник и крокодил).
- Как художник изобразил гнев героев? (ответы детей).
- Гномик, нам с ребятаминеобходимо возвращаться в детский сад. Мы с тобой и жителями острова прощаемся. Капитан, определите курс, чтобы попасть домой.
Заключительная часть (5-8 мин) :
- Замечательно! Вот мы и дома. Выберите на столе карточку (рассматривание пикто-грамм, которая может рассказать, где мы побывали. А как догадались, что лицо серди-тое? А покажите, как ходят люди, которым страшно, как играют, как разговаривают (про-говаривание фразы «Здравствуйте!»). Покажите, какие были жители, когда им было страшно (смотрят в зеркало).
- Сравните друг с другом (сравнивают). А вам ребята нравится сердиться? Почему? (от-веты детей).
- Что можно сделать, чтобы человек не сердился на вас? (ответы детей).
- Игра «У медведя во бору». Игра повторяется 2 раза.
- В следующий раз мы побываем с вами на другом острове. До свидания.
Занятие 7.
Тема: «Радость и гнев».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать пози-тивное отношение к другим.
Оборудование:
- иллюстрации к сказкам.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем «Добрый день!» шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим. Молодцы!
Основная часть (12-15 мин) :
- Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по русским народным сказкам. (Чтение русских народных сказок «Лиса и журавль», «Мужик и медведь», после чтения каждой сказки дети отвечают на вопросы.)
- Что вызвало чувство гнева у героев сказки? или Что разозлило героев сказки?
Чем вызвано чувство радости? Или Что их обрадовало?
Как выражали герои гнев и радость?
(Затем дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены герои сказок).
- Какое настроение изобразил художник? Почему вы так решили? (ответы детей).
- А теперь давайте мы с вами покажем настроение наших героев. (показ детьми лисы, медведя, мужика, журавля).
Заключительная часть (2-3 мин) :
Упражнение «Закончи предложение» (дети заканчивают предложения)
- Когда мальчику дарят новую красивую игрушку, он чувствует ….
- Когда мама хвалит дочку, она чувствует….
- Когда сын не слушается маму и балуется, мама чувствует…
- Когда медведь забирает мед у пчел, пчел чувствуют…
- Игра «Медведи и пчелы». (Дети делятся на две группы. Одна – пчелы, другая – медведи. Медведи забирают мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют. Напомнить детям о том, что медведи, забирая мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев). Игра повто-ряется 2 раза.
- До свидания.
Занятие 8.
Тема: «Радость, горе, страх».
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка, развивать умение слушать и понимать других.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) :Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте необычно по-приветствуем друг друга. Я ласково дотронусь ладошкой до своего соседа слева и про-шепчу: «Саша, я рада тебя видеть». Теперь Саша своей ладошкой дотрагивается до своего соседа слева и говорит: «Лена, я рада тебя видеть» (и т. д.). Молодцы!
Основная часть (12-15 мин) :
- Сейчас я зачитывать отрывки произведений К. И. Чуковского, а вы будете изображать эмоции:
- Плачет серый воробей:
Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно.
- Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!
- И прибежала зайчиха
И закричала: «ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай!.
И теперь он больной и хромой
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Крокодилы в крапиву забилися,
И в канаве слоны схоронилися.
Только и слышно, как зубы стучат,
Только и видно, как уши дрожат.
Доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит.
«Ну, спасибо тебе, доктор Айболит!» (После чтения идет беседа с детьми по вопросам).
- Какие чувства у вас возникали, когда вы слушали эти отрывки?
- Какие чувства вам легко было передать, а какие - трудно?
Заключительная часть (2-3 мин) :
Упражнение «Закончи предложение» (дети заканчивают предложения)
- Когда маленький зайчик видит большого волка, он чувствует ….
- Когда у девочки ломается красивая кукла, она чувствует….
- Когда маленькая рыбка видит кровожадного крокодила, она чувствует…
- Когда на улице тепло, яркое солнце светит и поют птицы, люди чувствуют…
- Когда мальчик поранит себе палец, он чувствует…., а его мама чувствует….
- Когда ребята отбирают у малыша игрушку, он чувствует….
- Когда мама ругает ребенка, он чувствует…., а его мама чувствует….
- До следующей встречи, ребята.
Занятие 9.
Тема: «Мир эмоций».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать пози-тивное отношение к другим.
Оборудование:
- колокольчик;
- карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т. д.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: Никита, здравствуй! Теперь Никита берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться и т. д. А теперь возьмемся все за руки и скажем «Здравствуй-те!». Молодцы!
Основная часть (12-15 мин) :
- Упражнение «Определи эмоции» (воспитатель называет эмоцию, а дети дают свое определение:
Радость – это…
Гнев – это…
Страх – это…
Горе – это…
Грусть – это).
- Игра «Подбери пару» ( Детям раздают карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т. д. Детям нужно подобрать пару похожих эмоций: кошек к мышкам, волков к зайцам, женщины к ребенку.)
- Упражнение «Герои сказок» ( детям предлагается назвать и изобразить: грустных, ра-достны, сердитых, трусливых и т. д.).
- А теперь давайте мы с вами покажем настроение наших героев. (показ детьми лисы, медведя, мужика, журавля).
Заключительная часть (2-3 мин) :
- Игра «Медведи и пчелы». (Дети делятся на две группы. Одна – пчелы, другая – медведи. Медведи забирают мед у пчел и убегают, а пчелы догоняют. Напомнить детям о том, что медведи, забирая мед, должны радоваться, а пчелы – выражать гнев). Игра повто-ряется 2 раза.
- До свидания.
Занятие 10.
Тема: «Мир эмоций».
Цель: Расширять представления об эмоциях, развивать воображение, формировать пози-тивное отношение к другим.
Оборудование:
- колокольчик;
- карточки с изображением различных людей и животных: радостных, грустных и т. д.
Ход занятия
Вводная часть (2-3 мин) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Закройте, пожалуйста, глаза. Кто услышит свое имя, открывает глаза и садится на любой стульчик в кругу. А те-перь возьмемся за руки и скажем вместе: «Добрый день!». Молодцы! Замечательно!
Основная часть (12-15 мин) :
- Упражнение «Разные эмоции» (Из многочисленных карточек с изображением различных эмоций дети по очереди выбирают «картинки радости», «картинки горя» и т. д. После этого объясняют, почему выбраны именно эти картинки).
- Игра «Скажи по-разному» (Дети образуют круг. Воспитатель стоит в центре и рас-сказывает про гнома, которого зовут Ах).
- В сказочном лесу живет гном Ах. Когда гном радуется, он говорит ах так (дети по оче-реди произносят слово «ах» с интонацией радости).
- Когда гном грустит, он говорит так… («ах» с интонацией горя).
- Когда гном боится, он говорит так… («ах» с интонацией страха).
- Когда гном злится, он говорит так… («ах» с интонацией гнева).
- Упражнение «А-ах!» (воспитатель кладет руку на стол и медленно её поднимает до вертикального положения. Вместе с поднятием руки дети усиливают громкость звука «А». Когда рука будет вверху, дети громко говорят «Ах!» и сразу замолкают. Повторить несколько раз всем вместе и по очереди).
Заключительная часть (2-3 мин) :
- Игра «Гуси-лебеди». (Дети играют на полянке. Когда воспитатель подает сигнал тре-воги, дети прячутся за стулья. Игра повторяется 2 раза.)
- До свидания.