Елена Кудрявцева
Программа дополнительного образования «Юный патриот земли макарьевской»
▼ Скачать + Заказать документы
( срок реализации: 3 года)
Пояснительная записка.
Одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей.
В рамках ФГОС основной целью ОО «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Публикация «Программа дополнительного образования „Юный патриот земли макарьевской“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особенностью программы «Юный патриот земли макарьевской» является то, что она призвана решать задачи патриотического воспитания детей с опорой на региональные особенности родного края. Изучение специфики природного и культурного наследия макарьевского края является важным условием воспитания патриотических чувств как важнейшего качества личности будущего гражданина. Введение регионального компонента предусматривает приобщение ребенка к малой родине: культурному наследию, народным традициям, природе родного края. Отражая своеобразие прошлого и настоящего времени, оно способствует реализации духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Цель.
Формировать у детей в соответствии с их возрастными возможностями патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому и настоящему родного края.
Задачи программы.
1. Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении.
2. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
3. Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
4. Формирование основ экологической культуры на основе ознакомления с флорой и фауной макарьевского края, гуманного отношения ко всему живому.
5. Развитие интереса к народным традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству родного края.
6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
7. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, городу, его жителям, труду, воспитание чувства гордости за своих земляков.
Программа предназначена для работы с подгруппой детей 4-7 лет.
Содержание работы
Использование регионального компонента определяет содержание работы по следующим взаимосвязанным между собой разделам:
1. Моя семья
2. Природа родного края
3. Наш город и край
4. Встречи с прекрасным
Содержание раздела «Моя семья».
В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, семейном быте, узнают, что ребёнок- равноправный член семьи, вносящий каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело, как жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать, где работают их родители, узнают о семейных традициях.
Задачи:
• Познакомить с понятием «семья».
• Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое отношение к пожилым родственникам.
• Формировать интерес к своей родословной.
• Воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям.
Содержание раздела «Природа родного края».
В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края, природными богатствами и полезными ископаемыми, узнают о заповедных местах Макарьева и родного края.
Задачи:
• Формировать представления детей о географических, климатических особенностях родного края.
• Расширять представления о природных богатствах макарьевской земли, растительном и животном мире, полезных ископаемых.
• Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедных местах.
Содержание раздела «Наш город и край».
В этом разделе дети знакомятся с историей и достопримечательностями города, защитниками Отечества и героями Великой Отечественной войны, с современным обликом города, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, социальной и культурной инфраструктурой, с культурной жизнью современного Макарьева.
Задачи:
• Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Макарьев.
• Познакомить с культурой и традициями города.
• Воспитывать в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к героям-землякам, его традициям и обычаям.
Содержание раздела «Встречи с прекрасным».
В этом разделе дети знакомятся с творчеством местных художников, поэтов, композиторов и музыкантов, народно-прикладным искусством.
Задачи:
• Познакомить детей с творчеством местных художников, поэтов, композиторов и музыкантов.
• Познакомить с творчеством местных мастеров-умельцев.
• Познакомить детей с фольклором родного края.
• Воспитывать интерес к людям, прославившим наш город, к их творчеству.
Формы работы
ОД познавательного цикла, рассказы воспитателя, беседы, игры, наблюдения, моделирование, проектирование, художественно – творческая деятельность, работа с книгой, детский досуг, экскурсии, целевые прогулки, посещение музеев и выставок, совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, рисование, сочинение сказок, изготовление макетов, развлечения, встречи с интересными людьми, участие детей в массовых городских мероприятиях.
Тематическое планирование
Средняя группа
сентябрь
диагностика
«Дары осени»
«Мой город»
«Бабушкин сундук»
октябрь
«Семья»
«Перелетные птицы»
«С чего начинается Родина?»
«Художественная мастерская»
ноябрь
«Близкие родственники»
«Дикие животные»
«Моё любимое место в городе»
«В гостях у деда Еремея»
декабрь
«Семейные традиции»
«Зимующие птицы»
«Достопримечательности города»
«Посиделки у бабушки Матрёны»
январь
«Природа зимой»
«Новые здания города».
«Художественная мастерская»
февраль
«23 февраля»
«Хвойные деревья родного леса»
«Транспорт в нашем городе».
«Игрушки для Настеньки»
март
«Мамин праздник»
«Мой край задумчивый и нежный».
«Все работы хороши»
«Как на масленице мы были»
апрель
«Семейная фотография»
«Лиственные деревья родного края».
«Знакомство с памятниками города».
Итоговое занятие по теме «Встречи с прекрасным»
май
Итоговое занятие по теме «Моя семья»
Итоговое занятие по теме «Природа родного края»
Итоговое занятие по теме «Наш город и край»
Диагностика
Старшая группа
сентябрь
диагностика
«Удивительный мир растений»
«Макарьев- моя малая родина»
«Фольклор родного края»
октябрь
«Моя семья»
«Растения леса»
«Путешествие в историю»
«Поэзия родного края»
ноябрь
«Моя фамилия»
«Растения луга»
«Героическое прошлое земли Макарьевской»
«Песни о Макарьеве»
декабрь
«Родословная моей семьи»
«Растения реки»
«Архитектура родного города»
«Художники земли макарьевской»
январь
«Растения болота»
«Отдых жителей города»
«Танец для души»
февраль
«Генеалогическое древо»
«Животный мир родного края»
«Символика родного города»
«Народная игрушка»
март
«Семейные традиции»
«Полезные ископаемые»
«Жители города Макарьева»
«Народное декоративно-прикладное искусство»
апрель
Фотоальбом «Моя семья»
«Охрана природы»
«Герои-земляки»
«Деревянное зодчество»
май
Итоговое занятие по теме «Моя семья»
Итоговое занятие по теме «Природа родного края»
Итоговое занятие по теме «Наш город и край»
диагностика
Подготовительная к школе группа
сентябрь
диагностика
«Географическое положение и природные ландшафты родного края»
«Земля макарьевская»
«Дыхание прекрасной старины»
октябрь
«Моя семья»
«Природа лугов родного края»
«Наш край в прошлом».
«Народный костюм»
ноябрь
«История моей семьи»
«Леса в родном краю»
«Как жили наши предки»
«Музыкальные акварели», детский фольклорный ансамбль «Родничок»
декабрь
«Обязанности в моей семье»
«Реки и озёра макарьевского края»
«Труд людей сегодня»
«Макарьевские художники»
январь
«Природа болот»
«Их именами славен край»
«Встречи с поэзией»
февраль
«Семейные традиции»
«Зелёная аптека»
«Музеи города»
март
Близкие родственники.
«Народные приметы»
«Городские праздничные гуляния»
«На выставке народных умельцев»
апрель
«Знатоки своей семьи»
«Охрана природы»
«Спортивная жизнь города»
Итоговое занятие по теме «Встречи с прекрасным»
май
Итоговое занятие по теме «Моя семья»
Итоговое занятие по теме «Природа родного края»
Итоговое занятие по теме «Наш город и край»
диагностика
Ожидаемые результаты
У детей в соответствии с их возрастными возможностями будут сформированы патриотические отношения и чувства к своей семье, городу. Дошкольники приобретут знания о своей семье, родном городе, крае, природе и культуре родного края, навыки социального общения с взрослыми. Дети научатся проявлять внимание и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Диагностика
Вопросы для диагностики детей 4–5 лет.
• Что ты можешь рассказать о членах своей семьи?
• О каких семейных традициях ты можешь рассказать?
• Каких домашних и диких животных ты знаешь?
• Назови знакомые деревья.
• Назови сезонные изменения в живой и неживой природе.
• Как называется родной город?
• На какой улице ты живёшь?
• Какие виды транспорта есть в нашем городе?
• Узнай достопримечательность города по фотографии.
Вопросы для диагностики детей 5–6 лет
• Что ты можешь рассказать о своей семье, о родословной?
• Назови свой домашний адрес.
• Что изображено на гербе Макарьева?
• Названия каких улиц города Макарьева ты знаешь?
• Что ты знаешь о истории нашего города и о жизни его жителей в прошлом?
• Кем работают твои родители?
• Расскажи о растениях родного края.
• Расскажи о животных родного края.
• На какой реке расположен наш город?
• О какие традициях родного города ты можешь рассказать?
• Какие старинные промыслы и ремесла были развиты в нашем крае?
Вопросы для диагностики детей 6–7 лет
• Расскажи о себе и своей семье.
• Как ты и твоя семья участвует в жизни родного города?
• Кто основал наш Макарьев?
• Что означают изображения на гербе нашего города?
• Расскажи о достопримечательностях города.
• В честь кого и почему они так названы улицы Макарьева?
• В каких городских мероприятиях ты принимал участие?
• Где и как трудятся люди родного края?
• Чем богат наш край?
• Какие старинные промыслы и ремесла были развиты в нашем крае?
• Кто из наших земляков прославил наш город?
• Назови фамилии известных земляков. Расскажи о них.
Методы диагностики.
• Наблюдения.
• Беседы.
• Проблемные ситуации.
• Анализ детских рисунков.
Когнитивный: природа (растительный мир, животный мир, город (улица, адрес, символика, достопримечательности, семья (семейные традиции, члены семьи, их занятия,
культурное наследие (народно- прикладное искусство, люди, прославившие край)
Эмоциональный: проявление (любознательный, эмоционально- отзывчивый, социально- активный)