Ольга Кожанова
Программа дополнительного образования по ФЭМП «Веселые задачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования с использованием педагогической технологии Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холиной «Раз ступенька, два ступенька…» и дидактического средства «Палочки Кюизенера» Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Веселые задачки» имеет познавательную направленность и разработана на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и другие; учебно – методического пособия «Раз ступенька, два ступенька…» Л. Г. Петерсон, Н. Г. Холиной и технологии Джорджа Кюизенера.
Публикация «Программа дополнительного образования по ФЭМП „Веселые задачки“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она развивает психические процессы, а также формирует личностные качества: и творческие способности детей. Исследования психологов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство. Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.
Актуальность вопроса связана с нарушениями преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей. Логическое мышление является инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, формирование логических операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Именно с него начинается формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения. Развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
На основании этого была определена цель работы: познакомить детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме с помощью дидактического средства «Цветные палочки» и учебно – методического пособия «Раз – ступенька, два – ступенька…». Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность дошкольного и школьного образования.
Задачи :
1. Развивающие:
- Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - (на геометрическом материале).
- Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
2. Образовательные :
- Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.
3. Воспитательные:
- Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.
Разделы программы
Количество и счет
Ознакомление с геометрическими фигурами
Ориентировка в пространстве
Определение величины
Решение логических задач
Ориентировка во времени
Работа с дошкольниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности;
• принцип деятельности;
• принцип минимакса;
• принцип целостного представления о мире;
• принцип вариативности;
• принцип творчества;
• принцип непрерывности.
Эти принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Формы проведения занятий: игровые занятия, которые включают разные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
В занятия включены:
Работа с занимательным материалом
Работа в тетрадях
Физкультминутки
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)
Информационно – компьютерные технологии (презентации)
Практические (упражнения)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)
Учебный план:
Занятия проводятся с сентября по май.
Неделя: одно занятие (30 минут, ( месяц: 4 занятия (январь и май 2 занятия) год: 32 занятия)
С помощью этих технологий легко можно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на, научить делить целое на части и измерять обьекты условными мерками, упражнять в запоминании состава чисел, подойти вплотную к сложению и вычитанию чисел.
Поэтому к концу обучения по программе «Веселые задачки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.