Мария Морозова
Программа дополнительного образования вокально-хореографической студии «Весёлые нотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования вокально-хореографической студии «Весёлые нотки»
Автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»
Утверждено
на заседании педагогического совета
Протокол №__
от «_» ___ 2017 года
Направленность художественно-эстетическая
возраст обучающихся 3 - 7 лет,
срок реализации – 9месяцев
Составитель: Морозова М. А. - воспитатель
с. Юргинское.
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Программа дополнительного образования вокально-хореографической студии „Весёлые нотки“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА….…3
1. Направленность программы
2. Новизна программы
3. Актуальность программы
4. Педагогическая целесообразность
5. Цель программы и задачи
6. Отличительные особенности
7. Возраст детей
8. Срок реализации программы
9. Формы и режим занятий
10. Ожидаемые результаты и способы их проверки
11. Форма проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО – ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»…. …. 9
III.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…. …15
1. Техническое оснащение занятий
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…22
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественно-эстетическую направленность дополнительной образовательно вокально-хореографической студии «Весёлые нотки».
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Почти все явления окружающего мира малыши видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их ярко и неповторимо. Глубокое эстетическое воздействие на человекаоказываетискусство, особенно музыка. С ее помощью можно настроить душу на чувства возвышенные, прекрасные и благородные, а так же можно победить низменные и грубые. Одним из таких средств является музыкальная деятельность, когда ребенок, проникаясь очарованием музыки, попадает под магию ее целительного воздействия, начинает чувствовать красоту…
Опыт показывает, что дети дошкольного возраста очень любят петь и танцевать, поэтому сочетание танца и вокала– задача выполнимая. Для этого, прежде всего надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а так же упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.
Именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают проявляться задатки к определенному виду деятельности, которые могут перерасти в способности или одаренность. Задача педагога дополнительного образования – моделировать образовательный процесс так, чтобы достигнуть оптимальных результатов.
1. Направленность программы дополнительного образования вокально хореографической студии «Весёлые нотки»
по содержанию является художественно-эстетической;
по функциональному предназначения–досуговой, учебно-познавательной и общекультурной;
по форме организации – групповой, кружковой.
2. Новизна программы: программа особым образом сочетает такие дисциплины как вокал и хореография, предлагает свой способ обучения поющих детей двигаться на сцене в ритме танца. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию обучающихся. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную сферу дошкольников гармоничным сочетанием музыкальных, живописных хореографических образов. Это говорит о том, что дети могут применять полученные вокальные умения и навыки в разнообразных видах своей деятельности, в том числе и в хореографии.
3. Актуальность программы: создания данной программы заключается в значительной популярности хореографии и исполнительского мастерства как искусства среди различных возрастных групп. Данная программа предоставляет возможность совмещать вокал с основами хореографии.
На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности обучающихся.
Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:
соответствие возрасту;
художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен.
На основе подобранного вокального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста обучающихся. Обучаясь по программе, дети имеют возможность проявить себя в разнообразных видах эстрадно-народного сценического искусства: вокале, танце, актерском мастерстве.
Вокально-хореографическая студия обладает широким спектром возможностей для развития творческих и вокально-музыкальных способностей. Одна часть этих возможностей заключается в специфике дополнительного образования, другая – в особенностях организации образовательно-воспитательного процесса студии. Добровольностью, ориентацией учебного процесса на интересы детей, гуманным отношением к ребенку, уважением к его индивидуальности, стремлением понять его сложный духовный мир характеризуется система дополнительного образования. Потребность заниматься пением, выступать перед зрителями, среди детей очень высока. Многие родители хотят, чтобы их дети проявили свои способности в вокально-музыкальном виде творчества.
4. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что она ориентирует обучающегося на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Результатом регулярных занятий должно стать умение обучающихся слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении.
Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких данных, как подвижность, выносливость, ловкость, гибкость, пластичность и т п. Развивается также и познавательный интерес в процессе вокально-хореографической деятельности.
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений.
Прививая любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, обучающийся прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство.
Также в процессе обучения обучающиеся учатся культуре поведения и общения. У них формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи с другом.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения.
5. Цель программы: развитие личности, способной к творческому самовыражению через исполнительское мастерство, овладение основами хореографии, формирование навыков выполнения танцевальных упражнений.
Задачи:
• Развивать музыкальные творческие способности детей.
• Обучать детей умению выразительно исполнять песни и танцевальные композиции.
• Воспитывать нравственные качества жизнерадостной, жизнестойкой, творческой личности.
6. Отличительные особенности
При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Дети очень любят играть во «взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном происходит через подражательные игры. На занятиях часто практикуются творческие ситуации «играем во взрослых», «ваш выход» Творческие ситуации разыгрываются при коллективной работе.
Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания:
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе и индивидуальная ответственность каждого участника группы.
Кроме этого, перед маленькими артистами стоитпроблема качественного вокального исполнения партии при активном движении, как правило, в массовых номерах, представляющих сочетание движений, танца и пения. Так, возникающие проблемы с дыханием ухудшают чистоту интонации, делая крайние ноты диапазона неустойчивыми. При этом как сами вокальные навыки, постановка дыхания, так и координация движений у них являются несформированными.
Для решения этой проблемы на занятиях используется специальный комплекс вокальной гимнастки (КВГ, целью которого является обучение механике дыхания для синхронизации движений и пения.
Впервые данная методика была использована для работы с учащимися детских вокально-танцевальных коллективов г. Москвы при подготовке 29 детей в возрасте от 8 до 12 лет для работы в мюзикле «Песни о сказках» и 18 подростков в возрасте 13-16 лет для работы в музыкальном спектакле «Привет! Я – Пеппи!»
7. Возраст детей.
В вокально-хореографической студии «Весёлые нотки» эстрадному пению и хореографии обучаются дети дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Дети формируются в группы по возрастным особенностям:
• 1 группа 3-4 лет. Количество обучающихся 12-20 человек. Занятия проходят 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 15минут
• 2 группа 5-7 лет. Количество обучающихся 12-20 человек. Занятия проходят 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30минут
8. Срок реализации программы 9 месяцев. Программа рассчитана на этод период, так как списочный состав детей, посещающих его, ежегодно обновляется. Особенное внимание уделяется детям младшей группы, педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной и певческой деятельности.
9. Формы и режим занятий.
Группы форм организации обучения:
- по количеству детей – групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей –конкурсы, фестивали, отчетные концерты. Основной формой организации учебной деятельности в вокально-хореографической студии является учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное) в содержание которого включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач;
- по дидактической цели – вводное занятие,
- по углублению знаний - практическое занятие,
- по контролю знаний, умений и навыков - комбинированные формы занятий.
Режим проведения занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю в музыкальном залепо возрастным группам.
Рекомендуемый состав учебной группы – 12 человек.
Занятия проводятся в групповой форме. Дети делятся на две возрастные группы.
1группа – 3– 4 лет; с продолжительностью занятий - 15 минут.
2группа – 5 – 7 лет;с продолжительностью занятий –25-30 минут.
На каждом занятии даются необходимые для автоматического запоминания знания и умения.
Поэтапное изучение.
Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике.
Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.
Принципы педагогического процесса:
• - принцип единства художественного и технического развития пения;
• - принцип гармонического воспитания личности;
• - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
• - принцип успешности;
• - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
• - принцип творческого развития;
• - принцип доступности;
• - принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
• - принцип индивидуального подхода;
• - принцип практической направленности.
Занятия включают в себя два вида музыкальной деятельности:
Хореография. Танец появился очень давно, ещё в средние века. Он играет немаловажную роль в воспитании детей. У детей, развиваются танцевальные и творческие способности, а также они навыки грамотного и выразительного исполнения танца.
Вокальное мастерство. Голос - это особое богатство, природный дар. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Образовательная программа вокально-хореографической студии «Весёлые нотки» направлена на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Мы живём в веке технического прогресса, и пение под фонограмму стало общедоступным. Этот вид деятельности очень интересует детей, но представляет собой сложность в освоении.
Каждое занятие строится по универсальной схеме:
- распевание, разминка, дыхательная вокальная гимнастика (КВГ);
- беседа;
- работа над вокальным и хореографическим произведениями;
- анализ занятия;
- задание на дом.
Методика разучивания материала:
1. Распевание детей, разминка.
2. Выбор песни или танца с учётом особенностей, способностей и интересов детей.
3. Исполнение педагогом песни, просмотр видео танца, выбранныхдетьми.
4. Разучивание текста, мелодии и движений;
- определение характера,
- чётко проговорить текст, изучить его смысл,
- пропеть мелодию песни,
- расставить в песне дыхание и характерные акценты.
5. Работа над выразительным пением.
6. Работа над мимикой, жестами и движениями в танце.
7. Выступление на концерте.
10. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения дети младшей возрастной группы должны
знать:
-начало и конец музыкального вступления.
-правила исполнения движений в паре.
уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки;
- исполнять вокальное произведение в ансамбле под фонограмму.
- реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах,
- двигаться по кругу, взявшись за руки, друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
К концу обучения дети старшей возрастной группы должны
знать:
-начало и конец музыкального вступления.
-правила исполнения движений в паре и в группе.
уметь:
-откликаться на динамические оттенки в музыке,
-исполнять песни под фонограмму.
-выполнять простейшие ритмические рисунки;
-реагировать на музыкальное вступление;
-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
- исполнять движения в парах, в группах;
- держаться правильно на сценической площадке.
11. Форма проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- показ родителям проученного материала, выступление на отчётном концерте в здании детского сада.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО – ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТУДИИ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»
№п/п Месяц Содержание Количество часов
1 Октябрь
Вокал. 2
Хореография. 2
2 Ноябрь
Вокал. 2
Хореография. 2
3 Декабрь
Вокал. 2
Хореография. 2
4 Январь Вокал. 2
Хореография. 2
5 Февраль
Вокал. 2
Хореография. 2
6 Март
Вокал. 2
Хореография. 2
7 Апрель
Вокал. 2
Хореография. 2
8 Май
Вокал. 2
Хореография. 2
9 Июнь
Повторение пройденного материала 3
Отчётный концерт 1
ИТОГО: 36 часов.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Техническое оснащение занятий
• Танцевальные костюмы
• Музыкальный зал.
• Методическая литература.
• Видеозаписи танцевальных постановок.
• Аппаратура для озвучивания занятий: компьютер, музыкальный центр, микрофоны.
• Костюмы для концертной деятельности.
• Пособия для танцев: ленты, ткани, мячи, игрушки, флажки, цветы и т. д.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
• Аришина Н. П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. – М., 1983.
• Астафьев В. Ф. Муз. форма как процесс. – Л. : 1972.
• Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М. : МПСИ, Флинта, 1998.
• Ветлугина Н. А., КинеманА. В. Теория и методика музыкально воспитания. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М. : 1983.
• Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М, «Просвещение», 1989
• Н. В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста», Айрис-пресс, 2004.
• «Детские песни» (песенник с нотным приложением, М, Медицина, 1996.
• Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
• Ерохина О. В Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов -на – Дону «Феникс» 2003г.
• Зарецкая Н. В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
• Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. Москва 1998г.
• Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.
• Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду», М, «Просвещение», 1989
• А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей дошкольного и начального школьного возраста, ЛОИРО, 2000.
• Н. В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста», Айрис-пресс,—2004г.
• «Детские песни» (песенник с нотным приложением, М, Медицина, 1996.
• Монд О. Новый подход к обучению пению детей и подростков в школах мюзикла // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 284-289.
• О. Л. Киенко «Детский танцевальный репертуар к праздникам» выпуск 2.
• О. Л. Киенко «Танцы, пляски, игры, хороводы ВЕСНА» практическое пособие с аудио и видео приложением. — 2014г.
• О. Л. Киенко «Танцы, пляски, игры, хороводы ЗИМА» практическое пособие с аудио и видео приложением. — 2014г.
• О. Л. Киенко «Хороводные танцы и игры для детей»— 2016г.
• О. Л. Киенко «Танцевальная мозаика. Танцы для дошкольников к весенним праздникам» Методическое приложение к видео курсу. — 2014г.