Юлия Логинова
Программа дополнительного образования «В мире красок»
▼ Скачать + Заказать документы
«В МИРЕ КРАСОК»
Программа дополнительного образования
для детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет)
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в это время закладываются основы всестороннего гармоничного развития ребенка. При составлении программы были учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели. Программа составлена в соответствии с Инструктивно методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16. Программа составлена в соответствии с ФГОС и направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их творческой деятельности. Срок реализации программы рассчитан на 1 год. Возраст детей, участвующих в реализации программы : старший дошкольный — 4—5 лет. Длительность одного занятия в группе 4—5 лет (первый год обучения) — 20 минут. Программа позволяет отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка. Основной целью современной системы дополнительного образования являются воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого — изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую для того, чтобы выразить свои фантазии, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и творческого потенциала. Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается неизбитостью, оригинальностью. Рисование в нетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведь здесь используются необычные материалы, а самое главное — нет места слову «нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, не возбраняется самому придумать новую технику изображения образа.
Публикация «Программа дополнительного образования „В мире красок“» размещена в разделах
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и для самовыражения в целом.
Актуальность. Проблемы развития творческих способностей дошкольников находятся сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении является развитие детского творчества. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети получают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает. Творчество — это универсальное средство развития индивидуальности, которое обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни. Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание нетрадиционной изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем. В детских садах есть дети с особенностями развития, и нетрадиционная техника рисования — именно то, что позволяет полностью раскрыться потенциалу таких ребят. Изобразительная деятельность способствует более ясному, точному выражению их внутренних переживаний, проблем, с одной стороны, а также творческому самовыражению — с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия содействует выявлению не того, чем дети отличаются, а того, чем они похожи. Это особенно важно для дошкольников, потому что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать. Данная программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Для эффективного осуществления работы по эстетическому 6 воспитанию дошкольников через знакомство с нетрадиционными техниками рисования необходимо разработать комплекс занятий, ориентированных на эстетическое воспитание. В занятиях следует сочетать передачу новой информации с ее закреплением в практической деятельности.
Практическая значимость данной программы заключается в том, чтобы научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражения ребенка в исследовательской и проектной деятельности. Овладение нетрадиционными техниками рисования помогает детям раскрепоститься, реализовать свои замыслы на бумаге различными художественными материалами. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить и выражать свои чувства на бумаге. У ребенка возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, он начинает экспериментировать, творить.
Отличительной особенностью программы «В мире красок» является ее инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для рисования используются природные и бросовые материалы, нестандартные инструменты. Нетрадиционное рисование доставляет детям массу положительных эмоций, показывает возможности использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью и дает толчок детскому воображению, фантазированию и творчеству. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии как детей общих развивающих групп, так и детей с ОВЗ. Ведь самоценным является не конечный продукт — рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Главная цель программы : создание условий для развития потенциальных творческих способностей ребенка, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы : программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в
области изобразительного искусства и познание своих возможностей путём
соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это задачи, которые требуют от детей комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом
самостоятельно найденных в результате творческой самореализации и
экспериментирования с художественными материалами.
Обучающие задачи:
обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
учить приемам работы с нетрадиционными художественными
материалами;
учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические
фигуры.
Развивающие задачи:
• развивать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе
техники нетрадиционного рисования;
• развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение,
мышление и любознательность;
• развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ,
умение находить путем экспериментирования те действия, которые были задуманы педагогом;
развивать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Воспитательные задачи:
• воспитывать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству как
к средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
• воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом, стремление к творческой самореализации.
Методические приемы.
Для освоения программы предусмотрены разнообразные методы и
приемы:
• словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
• наглядные (презентации, картины, схемы, образцы, рисунки);
• метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
• игровые (интерактивные, дидактические, развивающие, подвижные);
• метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения поставленной задачи).
Используемые методы позволяют:
• почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на
полноту восприятия окружающего мира;
• формируют эмоционально положительное отношение к процессу
рисования;
• способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия
и как следствие — познавательных способностей.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных
областей:
• социально-коммуникативное развитие:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие.
Виды и техники нетрадиционного рисования в средней группе:
кляксография (рисование коктейльной трубочкой);
рисование смятой бумагой;
монотипия предметная;
рисование поролоном;
печатание листьями;
рисование по мокрому листу;
рисование ладошками, пальчиками, ребром ладони;
рисование методом тычка жесткой полусухой кистью;
рисование свечой и акварелью;
печать по трафарету;
оттиски печатками (предметами);
рисование ватными палочками.
Приёмы и методы, используемые на занятиях
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
педсоветы, мастер-классы, консультации, на которых развивается новая
Перспектива реализации базисных воспитания, обучения и развития детей;
система углубленной методической работы (самообразовательная
работа, позволяющая педагогам овладеть методикой изобразительного
творчества, повысить мастерство в этой области;
выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
мастер-классы с педагогами и родителями;
консультации для родителей и педагогов.
Работа с родителями включает в себя:
Консультирование, конкурсы;
Участие в совместных праздниках, развлечениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Для среднего дошкольного возраста 4-5 лет (первый год обучения)
СЕНТЯБРЬ
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Диагностика Свободное экспериментирование с материалами
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
2 Диагностика Свободное экспериментирование с материалами
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках.
ОКТЯБРЬ
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Ветка рябины Печать листьями + рисование ватными палочками Познакомить с новым видом изобразительной техники – печать
2 Осенние цветы на клумбе Рисование тычком жесткой полусухой кистью Учить рисовать методом тычка, закрепляя умение правильно держать кисть; развивать чувства композиции; воспитывать художественный вкус.
3 Ежик Печать смятой бумагой Учить детей рисовать ежа, передавая особенности его внешнего вида; познакомить с нетрадиционной техникой рисования-печатью смятой бумагой; развивать чувство композиции, образное мышление; воспитывать художественный вкус.
4 Волшебный дождик Рисование свечой и акварелью Познакомить детей с техникой рисования свечой; развивать умение тонировать лист акварелью, развивать воображение, творчество, воспитывать эстетическое восприятие природы.
НОЯБРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Красивые лебеди
Рисование ладошками Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенных образов (лебедей). Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
2 Кактус Кляксография Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования-кляксографией (рисованием с помощью коктейльной трубочки) и методом дорисовывания (раздуванием краски по листу с помощью коктейльной трубочки); развивать чувство композиции, творчество, дыхательную систему; воспитывать художественный вкус.
3 Зайчики Рисование поролоном Помогать детям освоить новый способ изображения-рисование поролоновой губкой; продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа; воспитывать художественный вкус.
4 Веселые снеговики Рисование тычком полусухой жесткой кистью Закреплять умение рисовать тычком жесткой кистью кругов различного диаметра; поощрять желание детей дорисовывать кистью мелких деталей – глаза, нос, рот, пуговички снеговика, метлу и ведро у снеговика; продолжать развивать детское воображение; продолжать учить детей аккуратности.
5 Веточка сосны Рисование вилкой Познакомить детей с новым способом изображения рисунка- рисование пластиковой вилкой; развивать воображение, творчество; воспитывать художественный вкус.
ДЕКАБРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Зимний лес
Печать по трафарету, рисование пальчиками Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Снежинка Рисование свечой и акварелью Учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой); развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки; вызвать интерес к природным явлениям; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.
3-4 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
ЯНВАРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Рукавичка Рисование пальчиками и ватной палочкой Продолжать совершенствовать навыки рисования при помощи ватной палочки; развивать творчество и воображение; воспитывать художественный вкус.
2 Снежинка кляксография Продолжать знакомить детей со способом рисования при помощи коктейльной трубочки; развивать внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность.
3 Снежная зима
Печать листьями пекинской капусты Продолжать знакомить детей с приемом печати листьями; учить дорисовывать детали пальчиком или ватными палочками; развивать фантазию, воображение, воспитывать аккуратность.
ФЕВРАЛЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Зимнее дерево Рисование мятой бумагой Продолжать осваивать технику рисования мятой бумагой, обмакивая в краску и делать отпечаток на бумаге; развивать любознательность, внимание, память; воспитывать художественный вкус.
2 Снежок Рисование свечой и акварелью Продолжать знакомить детей со смешанной нетрадиционной техникой рисования -свеча + акварель; продолжать учить работать с воском и акварелью, тонировать лист в цвет зимы; развивать цветовосприятие; воспитывать художественный вкус.
3 Цветочек для папы Оттиск печатками картофеля Упражнять детей в рисовании с помощью печаток; закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебли и листья; развивать чувство композиции; воспитывать у детей умение работать индивидуально.
4 Плюшевый медвежонок Поролон (2шт., тонкая кисть, гуашь Продолжать осваивать новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Март
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Мимоза для мамы Рисование мятой бумагой Учить рисовать мятой бумагой. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Солнышко
просыпается Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3 Цветущая весна Рисование по мокрому листу Расширять знания детей о свойствах влажной бумаги, смешивании акварельных красок; развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа; развивать творческое воображение.
4 Подснежники
Акварель, восковые мелки
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
АПРЕЛЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Неваляшка
Оттиск пуговицами, пробками разной величины Учить рисовать печатками (пуговицами, пробками) разной величины; развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетическое чувство; воспитывать у ребенка художественный вкус.
2 Космос Рисование по трафарету солью Учить передаче образа космического пространства в технике печати по трафарету (звезды в космосе, научить рисовать с помощью соли.
3 Тюльпаны Рисование вилкой Продолжать знакомить с новой техникой изображения цветов при помощи пластиковой вилки; развивать воображение, творчество; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
4 Божья коровка Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус
МАЙ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Черемуха
Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
2 Салют Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.
3 Весенняя полянка Рисование по мокрому листу Учить детей передавать композицию в сюжетном рисунке; развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию; воспитывать стремление к достижению результата.
4 Как я люблю одуванчики Рисование тычком жесткой полусухой кистью, пальчиками. Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус.
5 Цветущая яблоня Рисование пучком ватных палочек Закреплять у детей навыки рисования ватными палочками цветов на ветках дерева; развивать чувство композиции; воспитывать художественный вкус.