Папки-передвижки

Программа дополнительного образования социально-экономической направленности «Звонкая монетка»

Юлия Терентьева
Программа дополнительного образования социально-экономической направленности «Звонкая монетка»

Содержание

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи реализации Программы 5

1.3. Возраст детей, участвующих в реализации Программы 6

1.4. Сроки реализации 7

1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы 8

II Содержательный раздел

2.1. Описание форм и методов реализации программы 10

2.2. Основное содержание программы 11

2.3. Содержание работы по взаимодействию с семьей 15

III Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы 16

Публикация «Программа дополнительного образования социально-экономической направленности „Звонкая монетка“» размещена в разделах

3.2. Методическое обеспечение программы 17

Список литературы 18

Приложение 19

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Звонкая монетка» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группы детского сада. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Актуальность и новизна программы

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. №26);

«Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) :

полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

приобщение детей к социокультурным нормам;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цели программы :

формирование первичных экономических представлений и компетенций;

развитие экономического мышления дошкольников;

воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи:

сформировать первичные экономические понятия;

научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;

научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность;

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

1.3. Возраст детей, возрастные особенности

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.

Возрастные особенности детей (6-7 лет)

Показатели Нормативы

Ведущая потребность Потребность в общении

Ведущая функция Воображение

Игровая деятельность Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения с взрослыми Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции Преобладание ровного оптимистичного настроения.

Способ познания Общение с взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства, организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение Развитие творческого воображения.

Условия успешности Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста 1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результата деятельности.

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

1.4. Сроки реализации Программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы

На этапе реализации программы у детей будут сформированы следующие понятия и представления:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Финансы – это интересно и увлекательно.

Применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, товар, семейный бюджет и т. д)

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

Проявляют ответственность за начатое дело.

Понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными.

Осознают правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий «труд», «деньги», понимают факт купли – продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются.

Понимают, что сначала зарабатывают, а затем тратят.

Осознают, что цена товара зависит от его качества, необходимости, насколько трудно его изготовить.

Имеют представление об элементарных правилах финансовой безопасности.

Следуют социальным нормам и общепринятым правилам общества.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание форм и методов реализации программы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Форма работы - групповые занятия

Количество человек в группе – 18

2.2. Основное содержание программы

Тематическое планирование

№ Месяц Тема занятий Кол-во

часов

1 Октябрь Знакомство детей с понятием финансовая грамотность. Игра Магазин. 1

«Кто кем работает?» 1

«Азбука денег» 1

«Почему взрослые работают?» 1

2 Ноябрь «В поисках сокровищ в стране финансов» 1

«Открываем супермаркет» 1

«Путешествие в страну денег» 1

«Помощники или угадай, какая это профессия» 1

3 Декабрь «Приключения девочки Настеньки» 1

«Удачная покупка» 1

«Груша-яблоко» 1

«Расходы. Как потратить деньги с пользой» 1

4 Январь «Доходы» 1

«Как проверить и посчитать деньги» 1

«Рекламный бизнес» 1

«Путешествие в страну рублика» 1

5 Февраль «Приключения девочки Настеньки» 1

«Помощники или угадай, какая это профессия» 1

«Хочу и надо» 1

«Открываем супермаркет» 1

6 Март «Что можно купить за деньги?» 1

«В поисках сокровищ в стране финансов» 1

«Таблица расходов» 1

«Самостоятельная покупка» 1

7 Апрель «Мини-банк» 2

«Как потратить деньги с пользой» 1

«Мы ребята деловые» 1

8 Май Проект «Продовольственная корзина» 4

Перспективный план

№ занятия Тема Цель

Октябрь

1 Знакомство детей с понятием финансовая грамотность. Игра Магазин. Сформировать первичные экономические понятия.

Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

2 «Кто кем работает?» 1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т. д.).

2. Учить выделять последовательность трудовых действий.

3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества.

4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

3 «Азбука денег» 1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег.

2. Познакомить с историей возникновения денег.

3. Учить работать с энциклопедиями.

4 «Почему взрослые работают?» Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Ноябрь

1 «В поисках сокровищ в стране финансов» Научить выделять главное направление использования денег людьми.

Расширять знания о производителях товаров и услуг

Упражнять детей в решении экономических задач.

2 «Открываем супермаркет» Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

3 «Путешествие в страну денег» 1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека.

2.

4 «Помощники или угадай, какая это профессия» 1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т. д.);

2. Учить выделять последовательность трудовых действий;

3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;

4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Декабрь

1 «Приключения девочки Настеньки» 1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

1. Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

2 «Удачная покупка» 1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

3 «Груша-яблоко» Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него

4 «Расходы. Как потратить деньги с пользой» Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости.

Январь

1 «Доходы» Расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости.

2 «Как проверить и посчитать деньги» 2. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

3 «Рекламный бизнес» 1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;

2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;

3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

4 «Путешествие в страну рублика» 2. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

3. Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

Февраль

1 «Приключения девочки Настеньки» 4. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

2 «Помощники или угадай, какая это профессия» Закрепить знания детей о различных профессиях

Расширить знания детей о новых профессиях

3 «Хочу и надо» Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости.

4 «Открываем супермаркет» 1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;

3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Март

1 «Что можно купить за деньги?» Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости.

2 «В поисках сокровищ в стране финансов» 5. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;

Формирование представлений детей о понятии «валюта», цена, товар.

3 «Таблица расходов» Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике.

4 «Самостоятельная покупка» Воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

расширить представление детей о труде взрослых уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.

Апрель

1 «Мини-банк» 1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);

2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

3 «Как потратить деньги с пользой?» Сформировать представление о расходах семьи.

4 «Мы ребята деловые» Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике.

Май

1 Проект «Продовольственная корзина» Содействие финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

2.3. Содержание работы по взаимодействию с семьей

- консультативная работа (информационные материалы, буклеты);

- совместные занятия и мероприятия;

- презентация проведенной работы.

III Организационный раздел

3.1. Условия реализации Программы

1. Принцип индивидуализации - предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности - от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма

Регламент образовательной деятельности

Продолжительность занятий – 30 минут 1 раз в неделю.

3.2. Методическое обеспечение программы

1. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.

3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.

5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М. : «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Список литературы

1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт. - сост. А. А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

дидактические игры/авт. -сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт. -сост. М. М. Воронина. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.

7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт. - сост. А. Д. Шатова. – М. : Ювента, 2003.

8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М. : Карапуз, 2002

Диагностические материалы

Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

Уровень освоения программы :

Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования социально-экономической направленности «Звонкая монетка»
Опубликовано: 18 августа 2021 в 10:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования социально-экономической направленности «Звонкая монетка»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Терентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД