Наталия Шевченок
Программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования. Пояснительная записка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(китайская пословица)
Детский сад сегодня - это дошкольная образовательная организация, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Формирование экологического воспитания обучающихся можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач, поставленных данной программой дополнительного образования по экологии - это организация экспериментальной деятельности.
Публикация «Программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования, Пояснительная записка» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Идеи приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Данная программа «Зеленый патруль» строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности обучающихся. Дополнительное образование по экологии с элементами экспериментирования нацелено на развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольника, развитие способностей ребенка, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности, на формирование основ экологической культуры дошкольника, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, на развитие опытно-экспериментальной деятельности. Программа рассчитана на подготовительную группу, для обучающихся 6 – 7 лет.
Актуальность.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.
Написание данной программы «Зеленый патруль» обусловлено пониманием педагогами значимости задачи поставленной в этой программе дополнительного образования. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
«Детское экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности. Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.
Новизна.
Новизна программы состоит в том что, в ней познание экологии непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- использование всевозможных ресурсов группы, начиная с различной литературы, коллекций, и заканчивая детским микроскопом и телескопом и презентациями;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- организация экскурсий на территории детского сада и за его пределами, оптимизируя процесс обучения, обучающиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.
Целесообразность.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:
- первое – это внесение в банк памяти обучающихся сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;
- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научость)
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, НОД, экскурсии)
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)
- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «природа родного края», аудиозвуки «Голоса птиц», презентации и т. д.).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных центров (живых уголков, модельных и искусственных экосистем, организация экологического просвещения родителей. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности. Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы.
Формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников происходит не только на НОД по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности. В наше время технического прогресса информационный поток, выливающийся на наших детей так велик, что перед педагогами встаёт проблема недостатка практического применения полученных знаний. А всё, чем человек не пользуется, не пропускает через себя, быстро забывается и не приносит никакой практической пользы. Задача всех дошкольных образовательных организаций – это подготовка детей к школе. Но кроме теоретической базы, необходимо заложить в ребёнка и хорошую психологическую, нравственную основу. Без участия и поддержки семьи это трудно осуществить, поэтому большая роль в данной программе отводится совместной детско-родительской деятельности. Открытые занятия, акции, совместное проектирование детей и родителей, презентации решают не только учебные, образовательные и воспитательные задачи, но и помогает справиться с дефицитом общения, внимания между ребёнком и взрослым.
С уверенностью можно сказать, что, создавая проект вместе, дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу. Родители ненадолго возвращаются в детство и окунаются в мир сказки, чуда и волшебства. А их дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
В течение всего процесса обучения запланированы экологические проекты по исследовательской деятельности путем экспериментирования, где родители и дети работают вместе:
1. Познавательно-исследовательский проект «Волшебная водичка».
2. Экспериментально-исследовательский проект «Эксперимент дома…».
3. Исследовательский проект «Невидимка, который нужен всем».
4. Экспериментально-исследовательский проект «Мельница».