Катерина Владиславовна М
Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Тула — моя малая Родина
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Программа дополнительного образования по обучению дошкольников „Тула — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тульская область, Тула
- Темочки
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Целью кружка является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- понимать ценность жизни; проявлять заботу и внимание к окружающему миру.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
Развивать у детей:
- познавательные процессы и мыслительные операции, посредством специальных игр и упражнений.
Кружковая работа рассчитана на два года.
Малая родина - это не только природный и рукотворный мир, но и социальное окружение, в котором ребенок находится с рождения. Полноценное знакомство с ближайшим окружением невозможно без освоения представлений о социальном мире.
Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю подгруппами по 9-10 человек, длительность занятия – 25 минут.
Кружковая работа включает в себя 36 занятий.
Ожидаемые результаты.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально- экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Целевые ориентиры
К 5-6 годам ребенок.
- знает свой домашний адрес, адрес детского сада, название района, города, округа.
- имеет представление о символике города.
- знает название близлежащих улиц.
- имеет представление о жизни и быте народа, населявших Тульскую область.
- узнавать на фотографиях достопримечательности района и города, уметь рассказывать о них.
- знать профессии своих родителей, имена отчества родителей, традиции своей семьи.
- знать о природных особенностях нашего региона (растения, животные, климат).
- иметь представление о символике России.
- иметь представление о подвигах русских богатырей.
6-7 лет:
- знать краткие сведения об истории города, области.
- знать дату своего рождения, свое отчество, имена и отчество родителей, домашний адрес, адрес детского сада.
- узнавать герб, флаг, гимн города Тула.
- иметь представление о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, государственных праздниках, школе, библиотеки и т. д.
- Знать подвиги знаменитых земляков.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Перспективный план работы с детьми
на 2018-2019уч. год (старшая группа)
Месяц Тема, задачи, средства
Сентябрь 1.«День рождение моего города»
Задачи: продолжать знакомить детей с историей города и его культурными ценностями.
Средства: рассматривание слайдов, фотографий, беседа.
2. «Тулу славим!»
Задачи: стимулировать желание детей отражать свое отношение к природе родного края, полученные знания, сведения, представления о ней в поэзии, связных рассказах, игровой и продуктивных видах деятельности; обогащать эмоциональную сферу детей, способствовать пополнению их словаря.
Средства - заучивание стихотворений, изготовление рисунков, дид. упр. «Раз, два, три – знакомое место назови».
3. «Родной край!»
Задачи: объяснить понятия «церковные храмы», «колокольный звон», история возникновения тульского кремля, архитектура, возникновение города.
4. Мой любимый район. Экскурсия к «Трем штыкам»
Задачи: пробудить в детях чувство любви к своему району, его достопримечательностям.
Средства - рассматривание достопримечательностей района - памятник «Три штыка».
Октябрь 1.«Мой дом, моя семья»
Задачи: расширять представление детей о маленькой (родители и их дети) и большой (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.) семьях. В дружной семье всегда добрые отношения, любовь и забота друг о друге, у каждого есть свои обязанности.
Средства: Семейные фотоальбомы, иллюстрации с изображением семьи, стихи о матери, бабушке и т. д.
2.«Дом современного человека» «Мой дом».
Задачи: Формировать представление о доме современного человека, его экологических и социальных качествах, приборах, различных приспособлениях, облегчающих бытовой труд.
Средства: иллюстрации, с изображением разных видов домов : избы, современные дома. небоскребы., иллюстрации с изображением, бытовой техники, загадки, д/игра «Что было раньше, что потом».
3. Художественное творчество. «Моя семья»
Задачи: вызвать у детей желание нарисовать свою семью большую или маленькую. Поддерживать у детей эмоциональный настрой.
Средства - родословное древо одно из семей, семейные фотографии, плакат «Семья».
4. «Моя любимая бабушка» (описательный рассказ)
Задачи: формировать представление у детей о бабушке, ее социальном статусе, об уважении к людям старшего поколения, связности речи и обогащению словаря.
Средства- семейные фото бабушек.
Ноябрь 1.«Семья человека, большая и маленькая».
Задачи: расширять представление о маленькой семье – родители и их дети, и большие семьи, принадлежащие к одному роду.
Средства-фотографии,беседа, рассматривание иллюстраций.
2. «Родословное древо».
Задачи: закрепить знания детей о членах семьи. Воспитывать любовь и уважение к старшим.
Средства:- фотографии, беседа, рассматривание иллюстраций.
Декабрь 1. Мой любимый район. Экскурсия к «Трем штыкам»
Задачи: пробудить в детях чувство любви к своему району, его достопримечательностям.
Средства - рассматривание достопримечательностей района - памятник «Три штыка», школы, аптеки.
2-3 Конструирование «Мой район» (коллективная работа)
Задачи: продолжать учить детей строить дома из конструктора по воображению.
Средства- наблюдения, экскурсии, беседа, рассматривание иллюстраций, рисование.
Январь 1. Изготовление макета «Мой район»
Задачи: продолжать воспитывать у детей чувство уважения и любви к своему родному району.
Средства: природный материал, мелкие игрушки, изготовление домов, клей, ножницы.
2. «Люблю тебя, Тула великая»
Задачи: познакомить с историей возникновения города; формировать умение работать с картой города; воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
3. Экскурсия в «Музей древности»
Задачи: познакомить детей с бытом людей в древности, воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
4. Нарисуй, что запомнил на экскурсии.
Задачи: учить рисовать по задуманному и доводить все до конца.
Февраль 1.«Тула – город мастеров»
Задачи: систематизировать знания детей о пряниках, самоварах, тульском оружии. Мастера – Левша, С. И. Мосин и др. Фабрики, заводы, улицы города.
2. Экскурсия к историческому памятнику Мемориальный комплекс «Три штыка»
Задачи: познакомить детей с историей города, с возникновения памятника.
3. «Мы знаем и любим свой город»
Задачи : вспомнить пословицы о Родине, о Туле; познакомиться с историей города.
4. Фотовыставка с видами города
Задачи: по фото узнать известные места города и рассказать об этом месте.
Март 1.«Природные ископаемые Тульской области»
Задачи: познакомить с природными ископаемыми Тульской области и их применением человеком.
Средства - коллекция «Природные ископаемые», изделия из них, рассматривание, беседа.
2. Выставка детских работ с использованием природных ископаемых Тульской области»
Задачи: показать,на примере выставки, все природное богатство Тульской области; воспитывать чувства патриотизма, гордости за наш край.
Средства – известняк, уголь, гранит и другие ископаемые, добытые в Тульской области.
3. «Животные Тульской области, занесенные в Красную книгу»
Задачи: познакомить детей с животными, которые обитают в Тульской области, закрепить их названия.
Средства - беседа, рассматривание слайдов.
4. Викторина «Чем богата Тульская земля?»
Задачи : развивать логическое мышление детей, память, чувство патриотизма.
Средства – показ слайдов с загадками, беседа.
Апрель 1.«Животный мир моей области»
Задачи: закрепить знания детей о животном мире родного края, воспитывать у детей чуткое и заботливое отношение к природе; продолжать знакомство детей с растительным и животным миром Тульского края, их отдельными представителями, их признаками, изменениями во времени;
Средства - экскурсия в Платоновский лес, беседа, рассматривание открыток, буклетов, иллюстраций, гербария «Лекарственные травы моей области».
2.«Викторина «День рождения Земли».
Задачи: уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей, показать, что в разных местах разные условия для их существования.
3. «Щедрые дары природы»
Задачи: закреплять знания детей о природе родного края, знакомить с произведениями тульских писателей о природе нашего края.
4. «Наши добрые игрушки»
Задачи: продолжать знакомить детей с игрушками, куклами нашего края.
Май 1. «День победы»
Задачи: закреплять знания детей о защитниках нашей Родины; подобрать открытки, иллюстрации о подвигах солдат во время ВОВ, оформить стенд.
2. «Люблю природу родного края»
Задачи: закреплять знания детей о природе родного края, знакомить с произведениями тульских писателей о природе нашего края.
3. КВН «Моя малая Родина»
Задачи:формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, области; к природе родного края; закрепить знания о родном крае.
Средства - рассматривание презентации, загадки, стихи, дидактические упражнения.