Анна Валерьевна Павлова
Программа дополнительного образования по краеведению «Край родной, навек любимый»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования по краеведению
«Край родной навек любимый»
Автор-составитель:
Павлова Анна Валерьевна
Пояснительная записка.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю – историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Публикация «Программа дополнительного образования по краеведению „Край родной, навек любимый“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, на познавательную его деятельность. Составленная программа предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность ребёнка, чтобы он лучше изучил свой край, глубже понял особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, посещение музеев, местных достопримечательностей, просмотр архивных видеозаписей и т. д.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины, как части России. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой – необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.
Цель данной программы : ознакомление детей с историей района, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о городе Озёры, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение истории родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать любовь к малой родине
Программа рассчитана на детей 5 – 15лет.
Время проведения — 2 час в неделю, продолжительность 1 год.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, видеофильмов, коллекций, иллюстраций, посещение музея и достопримечательностей. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
• основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среды;
• основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
• анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо – туристические технологии.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Формы учета знаний, умений:
педагогическое наблюдение; тестирование; тематический опрос; рисуночные тесты, выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков); анкетирование
Оценка результативности:
• подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты)
• участие в различных конкурсах;
• проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Тема занятия Форма проведения Программное содержание Кол-во часов теория практика
1 Краеведение- наука о родном крае. Беседа Рассказать детям о том, что изучает наука краеведение 1 1
2 Наш край на карте (границы, площадь, административный центр) Беседа Границы, площадь, административный центр. 2 1 1
3 Символика нашего города. Презентация Рассказать о символах нашего города 1 1
4 Исторические корни нашего края. Беседа, работа с литературой Познакомить детей с историей возникновения города Озёры, Озерского края. 4 3 1
5 Легенды и предания. Беседа, презентация
Знакомство с легендами и преданьями родного края 2 1 1
6 Знаменитые усадьбы Озерского края Рассказ, экскурсии Рассказать детям о загородных достопримечательностях родного края 4 2 2
7 Загадочный мир названий Беседа,
презентация
Происхождение и объяснение названий поселков, сёл. Главные улицы нашего города. 2 1 1
8 Памятники города. Экскурсии, беседы, презентации Познакомить с памятниками города, историей их возникновения. 2 1 1
9 Озёры в годы ВОВ. Беседа, презентация Рассказать о земляках-героях войны. О жизни города в годы ВОВ. 2 1 1
10 Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение детской библиотеки. Экскурсия Объяснить правила поведения в библиотеке. 1 1
11 Культурно-просветительные учреждения нашего города. Посещение кинотеатра. Просмотр киноф ильма. Объяснить правила поведения в кинотеатре. 1 1
12 Население Беседа, презентация (Численность, нац. состав, демографическая ситуация). 2 1 1
13 Профессии города. Беседа, экскурсия, викторина Рассказать о предприятиях города. 2 1 1
14 Традиционные ремёсла моего города и села. Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия, беседа Дать представление о ремёслах нашего города 2 1 1
15 История спортивных достижений нашего города беседа Познакомить с историей спорта в нашем городе 1 1
16 Посещение стадиона им. Гринина. Экскурсия Показать детям место проведения важнейших спортивных мероприятий города 1 1
17 Храм Святой Троицы Беседа, посещение храма Рассказать об истории возникновения Храма. Объяснить правила поведения в храме 2 1 1
18 Сельское хозяйство в городе и селе. Что растет на полях нашего района Беседа, презентация Познакомить с жизнью села нашего края. 2 1 1
20 Значимые люди в истории города Беседа, просмотр архива фотографий Рассказать детям о знаменитых людях нашего края 2 1 1
21 Водные ресурсы. Водоемы нашего города и края. Реки и озера. Беседа, виртуальная экскурсия Познакомить с водоемами нашего края 2 1 1
22 Полезные ископаемые нашего края. Беседа. Познакомить с полезными ископаемыми, объяснить их значение 1 1
23 Растительность нашего города и края. Разнообразие растений Беседа, выставка фотографий, пешая экскурсия в лес Сформировать представление о разнообразии растительности города 3 1 2
24 Животный мирр Озерского района Беседа, рассказ Познакомить с животным миром родного края 2 1 1
25 • Города-побратимы города Озёры
Беседа, просмотр фотоархива Дать представление о том, какие города называются побратимами. 2 1 1
26 • Жизнь и деятельность краеведа, почётного гражданина района А. П. Дорониной
Презентация книги, беседа. Рассказать детям о почётном жителе, написавшем историю Озерского края, А. П Дорониной. 1 1
27 Посещение краеведческого музея.
Экскурсия Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1 1
28 Город, в котором я живу. Выставка рисунков, проект. Объяснить, почему важно знать историю города 2 2
29 Игра «Знаешь ли ты историю города?» Викторина Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1 1
30 История возникновения нашего центра Беседа
Просмотр фото и видеоархивов Рассказать детям как образовался наш центр (СРЦН). 2 1 1
31 Москва – столица нашей родины Беседа, работа с картой Познакомить детей с местоположением города, происхождением названия 2 1 1
32 Символика горда Москва Презентация Рассказать детям о символах города Москва. 1 1
33 Основные достопримечательности города Москва. Беседа, презентация. Познакомить детей с достопримечательностями Москвы (Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, памятниками архитектуры)
2 1 1
34 История освоения и заселения Подмосковья. Беседа, презентация Рассказать детям об истории зарождения Подмосковья. 2 1 1
35 Административное деление Московской области. Наш город на карте Подмосковья,
Беседа, работа с картой. Дать детям представление о том, из каких районов состоит область. Расположение родного города на карте. 1 0.5 0.5
37 Хозяйство региона. Промышленность Московской области Беседа, презентация Познакомить с хозяйством и промышленностью Московской области. 2 1 1
38 Природа Подмосковья Презентация, беседа Растительный и животный мир 2 1 1
39 Ими гордится страна Рассказ, просмотр фотоархива Рассказать детям о почётных людях Подмосковья 1 0.5 0.5
40 Край родной Обобщающий проект Коллективное составление проекта. 2 2
Используемая литература:
«Герои Советского Союза» краткий биографический слов, в 2 т. / пред. редкол. И. Н. Шкадов. – М. : Воениздат, 1987.
Абрамов В. Н. Озерский край. – Озеры, 2007.
Абрамов В. Н., Пирязев Н. С., Исаев Е. В., Рогов С. М. Озёрский край : учеб. пособие по краеведению для учащихся общеобразоват. шк. / Администрация Озёр. муницип. р-на Моск. обл. – Коломна (Моск. обл.) : Коломен. тип., 2007.
Абрамов В. Н. На всю оставшуюся жизнь. – Озёры, 2002.
Букринская Н. К. Сенницы. Облики прошлого. – Зарайск, 2012
Война глазами ветерана (воспоминания ветеранов). – Озёры, 2012.
Доронина А. П. Энциклопедия сел и деревень Озерского района. – Озёры, 2002.
Ильин М. А. Подмосковье. – М., 1966.
Книга памяти Озёрского муниципального района Московской области (изд. первое: 2005 г., изд. второе дополн. : 2006 г.)
Кузовкин А. И., Макаров А. И. Золотое созвездие коломенцев. – М., Моск. рабочий, 1976.
Памятные места Московской области. Краткий путеводитель. – М., 1960.
Пирязев Н. С. Взрастила маршала Озё рская земля: повесть. – Озёры (Моск. обл.) : Коломен. межрайон. тип., 2000.
Пирязев Н. С. Певец Приокского края: новеллы про Григоровича. – Озёры (Моск. обл.) : Антарес, 2007.
Пирязев Н. С., Пирязев С. И. Капли русской славы: героич. прошлое Озёр. края. – Озёры (Моск. обл.) : Б. и., 1995.
Пирязев Н. «Лучшей славы не желать» очерк, 1995.
Пирязев Н. С., Абрамов В. Н., Исаев Е. В. Седая старина сенницкая: общественно-политическая литература/ под общ. ред. В. Н. Абрамова. – Коломна (Моск. обл.) : Коломен. тип., 2007.
Рогов С. М. Путеводитель по Озёрскому району. – Озёры, 2010.
Схема города Озёры и Озё рского района: карта, картографическое издание/ предисл. Н. С. Пирязев; фот. С. М. Шаркова. – Ступино (Моск. обл.) : Ресурс-плюс, 2002.
Хренова Т. А. Топонимический словарь Озёрского района Московской области. - Озёры, 2013