Оксана Бабочкина
Программа дополнительного образования по рисованию в нетрадиционных техниках для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по рисованию в нетрадиционных техниках для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
….Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский.
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет «Цветные ладошки» Лыковой И. А.
Публикация «Программа дополнительного образования по рисованию в нетрадиционных техниках для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
Современное образование нацелено на введение ребенка в широкое социокультурное пространство, поэтому художественно-эстетическое воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование».В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
Цель программы- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи:
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Обучающие:
• Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Методы проведения занятия:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
•наглядные
•практические
•игровые
Ожидаемые результаты:
• Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
• Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
• Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Нетрадиционные художественные техники :
Рисование пальчиками :
ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Рисование ладошкой :
ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование ватными палочками :
Ребенок опускает в краску ватную палочку и проводи прямые или волнистые линии. Для изображения ягод, звездочек, снежных хлопьев просто прикасается палочкой к листу. Для изображения другим цветом берется чистая ватная палочка.
Рисование метод тычка с помощью поролона:
Во время рисования тычком нужно помнить, что гуашь в баночке должна быть густой. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Организация процесса обучения.
Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.
Срок реализации: с 1 октября 2021г. по 31 мая 2022г.
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительность15 минут
Программное содержание занятий
Тема занятия Техника Задачи Оборудование
Октябрь
Занятие №1
Давайте
Знакомится! Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. - Карты диагностики;
- Инструменты для рисования в традиционной и нетрадиционной технике.
Занятие №2
Дождик кап-кап-кап Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности.
Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. - Листы бумаги белого цвета с нарисованными тучками разной величины;
- синяя гуашь в мисочках,
- салфетки,
- зонтик для игры;
- магнитофон.
Занятие №3
Разноцветные листочки осень подарила
(Коллективная работа)
Отпечаток листьями Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой печатание листьями.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызвать у детей желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. -Нарисованное дерево без листьев на ватмане белого цвета;
- гуашь разноцветная в чашечках;
-листочки разных деревьев;
- салфетки.
Занятие №4
Компоты и варенье в баночках Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать -Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера;
- гуашь красного, синего и желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- банки с вареньем.
Ноябрь
Занятие №1
Веточка рябины Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования пальчиками.
Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь
-Листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
- салфетки;
-гуашь красного цвета в чашечках;
-иллюстрации рябины.
Занятие №2
Ах, какие ягодки на тарелочке лежат Рисование ватными палочками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -рисования ватными палочками.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца
-Листы бумаги белого цвета с нарисованными тарелками;
- салфетки;
-гуашь красного и желтого цвета в чашечках;
-ватные палочки;
-картинки с ягодами.
Занятие №3
Усатый -полосатый друг Рисование методом
«Тычок жесткой полусухой кистью»
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку.
- Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка;
- игрушка котенок;
- гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках;
- салфетки;
-кисть с жестким ворсом;
- стаканы с водой
Занятие №4
Звездное небо Рисование ватными палочками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.
-Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом;
-ватные палочки.
Декабрь
Занятие №1
Первый снег Рисование ватной палочкой Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование ватной палочкой
Учить рисовать снег ватной палочкой.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции.
-Листы бумаги синего цвета;
-гуашь белого цвета;
-иллюстрация зимы;
-салфетки.
Занятие №2
Борода Деда Мороза
(1-е занятие)
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- Листы светло-голубого цвета;
- белая гуашь в чашечках,
- салфетки.
Занятие №3
Борода Деда Мороза
(2-е занятие)
Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить рисовать глаза, украшать шапочку Деда Мороза помпончиками.
Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
- Заготовки с бородой Деда Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия;
- гуашь белого, зеленого и черного цвета в чашечках;
- салфетки.
- магнитофон.
Занятие №4
В лесу родилась елочка Рисование методом тычка Продолжать учить рисовать детей методом тычка.
Прививать аккуратность при работе с гуашью.
Закреплять умение правильно держать кисть.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования.
-Листы белого цвета с силуэтом елочки;
-Кисть с жестким ворсом;
-гуашь зеленого цвета;
-стаканы с водой ;
-салфетки.
Январь
Занятие №1
Елочка-красавица
(коллективная работа)
(1-е занятие)
Рисование ладошками Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками.
Развивать внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке;
Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.
- Лист ватмана;
- зеленая гуашь в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон.
Занятие №2
Украсим елочку
(коллективная работа)
(2-е занятие)
Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году.
-Заготовка ёлки зелёного цвета с предыдущего занятия ;
-гуашь красного, оранжевого и синего цветов в мисочках;
- салфетки.
Занятие №3
Снежинки на рукавичке Рисования ватными палочками Упражнять в технике рисования ватной палочкой.
Закреплять умение украшать предметы не сложной формы, наносить рисунок
по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность.
-Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и цвета;
-белая гуашь в тарелочках;
-ватные палочки;
-салфетки.
Занятие №4
Снеговик
Оттиск поролоном, ватными палочками Познакомить детей с новой техникой рисования тампонированием.
Учить аккуратно набирать краску.
Закреплять умение дополнять изображение деталями. -Силуэт снеговика на листе голубого цвета ;
- гуашь белая,
-тампоны из губки;
-ватные палочки.
Февраль
Занятие №1
Кораблик для папы Оттиск поролоном Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой- оттиск поролоном.
Учить создавать ритмические композиции, делать оттиск поролоном.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма и композиции.
-Нарисованный кораблик на голубом листе бумаги;
-гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки.
Занятие №2
Зайка беленький прыг- скок Рисование методом тычка Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку.
- Листы бумаги голубого цвета с нарисованным силуэтом зайчика;
- гуашь белого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон.
Занятие №3
Веселые осьминожки (коллективная работа) Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками.
Закреплять умение дополнять изображение деталями.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, память.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание сделать коллективную работу. -Лист ватмана голубого цвета – «море»;
- гуашь разноцветная в плошках;
- салфетки.
Занятие №4
Пятнышки для жирафа Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками.
Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки –пальчиками.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Воспитывать интерес к рисованию. - Листы бумаги с нарисованным жирафом;
- гуашь коричневого цвета в чашечках;
- салфетки;
- магнитофон.
Март
Занятие №1
Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый, форме (круг, величине (маленький, количестве (много).
Развивать чувства ритма и композиции, мелкую моторику рук, внимание, мышление, память.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. - Листы бумаги белого цвета с зелеными листочками;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки.
Занятие №2
Платочек для бабушки Рисование пальчиками, ватными палочками. Совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками, печатками.
Воспитывать аккуратность.
Развивать чувство ритма, цветовосприятие.
Воспитывать любовь к близким.
-Лист белой бумаги 25*25 см;
- ватные палочки;
- гуашь разных цветов,
-влажные салфетки.
Занятие №3
Бусы для куклы Кати Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками.
Закреплять умение равномерно наносить точки- рисовать узор бусины на ниточке.
Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. -Листы бумаги с нарисованной линией нитка для бус;
-кукла Катя;
-гуашь разноцветная;
-чашечки для краски;
-салфетки.
Занятие №4
Солнышко лучистое улыбнулось ласково (кол-
лективная работа)
Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками.
Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка.
Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.
Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - лист ватмана с нарисованным посередине жёлтым кругом;
- гуашь жёлтого цвета в чашечке;
- салфетки;
- магнитофон.
Апрель
Занятие №1
Повисли с крыш сосульки - льдинки
Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. -белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка;
-гуашь голубого цвета;
-салфетки.
Занятие №2
Веселый мухомор Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками.
Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.
-Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы с раскрашенной в красный цвет шляпкой;
-белая гуашь в тарелочке;
-салфетки;
-муляжи мухоморов.
Занятие №3
Золотая рыбка Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками.
Закреплять умение наносить точки на всю поверхность предмета.
Вызвать желание помочь маме- рыбке.
-Вырезанные из белой бумаги силуэты рыб;
-мама-рыбка (образец);
-гуашь желтого цвета;
- чашечки для краски;
- салфетки.
Занятие №4
Виноград Рисование пальчиками Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. -Листы белого цвета с нарисованными листьями винограда;
- гуашь синего цвета;
-салфетки.
Май
Занятие №1
Салют в небе в честь праздника Победы Рисование методом
«Тычок жесткой полусухой кистью»
Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой
частью празднования салютом.
Упражнять детей в рисовании методом тычка.
Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. -Иллюстрации с изображением салюта;
-листы бумаги синего цвета;
-гуашь разных цветов в чашечках;
- салфетки.
Занятие №2
Божьи коровки на лужайке Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. -Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
-гуашь черного цвета;
-салфетки.
Занятие №3
Мой щенок дружок Рисование методом тычка Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисование методом тычка.
Учить рисовать методом тычка.
Закреплять умение правильно держать кисть.
Воспитывать интерес к нетрадиционной технике рисования. -Листы белого цвета с силуэтом щенка;
-Кисть с жестким ворсом;
-гуашь коричневого цвета;
-стаканы с водой ;
-салфетки.
Занятие №4
Носит одуванчик желтый сарафанчик Оттиск поролоном Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. - Листы бумаги светло-зеленого цвета;
-гуашь жёлтого цвета;
-салфетки.
Список использованной литературы:
1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки», Карапуз –дидактика, М. 2007.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
4. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006