МААМ-картинки

Программа дополнительного кружкового образования «Волшебный пластилин»

Ольга Егорова
Программа дополнительного кружкового образования «Волшебный пластилин»
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям поселка Белые Берега Фокинского района г. Брянска»

Программа дополнительного образования

Кружок «Волшебный пластилин»

(техника пластилинография)

СОСТАВИТЕЛЬ;

педагог-психолог

Егорова Ольга Андреевна

Срок реализации: 2022 год

Брянск, 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.

Публикация «Программа дополнительного кружкового образования „Волшебный пластилин“» размещена в разделах

Я сегодня властелин — У меня есть пластилин.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия по пластилинографии комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Также занятия пластилинографией необходимы детям, у которых имеются трудности, связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.

Программа предназначена для решения сложной проблемы обеспечение и развитие мелкой моторики у детей для развития важнейших функций (развитие двигательной координации, речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Занятия по пластилинографии направлены на изучение чувств, способствуют развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки детей с трудностями в воспитании, обучении, социальной адаптации. В процессе занятий лепкой происходит «включение» обоих полушарий головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, процесс лепки, как ни в какой другой деятельности, способствует активизации сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.

Психолого-педагогическая ценность программы;

Основная задача занятий по пластилинографии - обеспечение детям оптимального вхождения в общественную жизнь и подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Занятия пластилинографией способствуют решению коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства формы, цвета, композиции, умения выражать в художественных образах творческие способности через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке - стека).

Так же решаются задачи социально-личностного развития - формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним.

Изучение программного материала способствует поэтапному развитию у детей логического мышления, пространственного воображения, наблюдательности, фантазии. Во время занятий творчеством снимается излишняя возбудимость, создаётся непринужденная и творческая атмосфера.

Новизна программы заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, мелкой моторики, речи, образного и абстрактного мышления у детей. Данная программа в работе с детьми несет в себе индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Направленность программы «Мы рисуем пластилином» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации – кружковой.

Продолжительность программы

Срок реализации программы – «Мы рисуем пластилином» -1 год.

Форма организации: групповая.

Форма занятий: творческая.

Занятия проводятся 1раз в неделю по 30 минут группой по 5 человек.

Цель программы : развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков средствами пластилинографии.

Задачи программы :

1. Развивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.

2. Развивать творческую активность, развивать художественные способности.

3. Развивать коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.

6. Развивать память, мышление, воображение.

7. Воспитывать навыки ручного труда.

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип творчества –программа предусматривает возможности для воспитания и развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – пластилин графии.

4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Формы и методы обучения

На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Методы, в которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические и контрольные.

Формы занятий: беседа, занятие – игра, обсуждение, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятий, творческая мастерская.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий : беседа, занятия-объяснения, занятия-путешествия, занятия-игра, наблюдение, творческая мастерская, выставка творческих работ. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.

Требования к результату усвоения программы :

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Ожидаемый результат:

1. У многих детей улучшиться мелкая моторика.

2. У большинства детей улучшиться творческая активность.

3. У некоторых детей улучшаться коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.

4. Большинство детей будет более усидчивыми и аккуратней при работе с пластилином.

5. Многие дети будут способны к волевым усилиям, смогут соблюдать правила безопасного поведения, навыки ручного труда и навыки личной гигиены.

6. У многих детей улучшится память, внимание, воображение.

Работа по пластилин графии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребё нком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве.

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребё нком:

- Научиться не выходить за контур рисунка.

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца.

- Научиться аккуратно выполнять свои работы.

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Научиться действовать по образцу воспитателя.

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребё нком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Творческие навыки детей выявляются в процессе выполнения практических заданий, способствующих развитию фантазии и воображения.

Комплекс этих заданий может быть использован на любом этапе деятельности, что позволяет своевременно диагностировать затруднения в процессе освоения программы.

Методы отслеживания результативности:

- Анализ результатов продуктивной деятельности ребенка;

- Наблюдение трудовой деятельности ребенка в ходе занятия;

- Наблюдение родителей за деятельностью ребенка в ходе выполнения заданий;

- Анкеты для родителей в начале и конце реабилитации.

В качестве начальной диагностики используется задание «Полянка» :

- формообразующие движения (скатывание и соединение шариков (гусеница, раскатывание и соединение колбасок (мостик);

- зрительно-двигательная координация (придавливание шариков (цветок, размазывание пластилина по основе (полянка);

- творческие качества и инициатива (дополнение картинки деталями по замыслу).

Для контроля результатов проделанной работы оцениваются следующие показатели детской деятельности в начале и конце реабилитации: владение материалом, заинтересованность, коммуникативность, проявление творчества, развитие моторики, усидчивость.

Тестирование

Освоение основных способов работы с материалом: создание шарообразной, цилиндрической, конусообразной форм, раскатывание тонких колбасок, овладение различными способами соединения частей в целую игрушку, способы декорирования работы, создание игрушки на основе.

Развитие художественно-эстетической сферы. Проявление творчества, фантазии, воображения, инициативы.

Развитие коммуникативных качеств. Организация совместной деятельности с детьми в группе и партнерской деятельности с взрослым для создания общей сказки.

Формирование познавательно-исследовательских качеств. Развитие продуктивной сферы.

Развитие социально-личностной сферы (трудовых качеств и навыков самообслуживания).

Методики контроля по окончании реализации программы

- индивидуальные показатели положительной динамики тестирования детей;

- качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появился интерес к игровой, учебной деятельности, повысилась самооценка, возросла работоспособность);

- развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики.

- активизация межличностного взаимоотношения «ребенок-родитель» (участие родителей в процессе занятий, совместное выполнение с ребенком предложенного задания положительно отражается на результатах коррекции и на взаимоотношениях в семье).

- самоотчет детей, участие в коллективных работах и в выставках детских работ. (Это помогает ребенку научиться занимать себя продуктивной деятельностью, помогает побороть застенчивость и неуверенность в себе.)

- Ребенок проявляет интерес к творческой работе, любит заниматься лепкой совместно с взрослым и самостоятельно.

- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).

- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить с собственным опытом).

- Инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности:

может самостоятельно определить замысел будущей работы, а также охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать. Уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, подбирает для их создания средства выразительности.

- Освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов); демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.

- Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.

- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ: охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.

- В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

Тематическое планирование

№ Тема Задачи Форма проведения Оснащение Кол-во часов

1 Грибы-грибочки выросли в лесочке. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.

Познакомить детей со свойствами пластилина : мягкий, способный принимать заданную форму.

Развивать у детей внимание, память, фантазию, мелкую моторику. Подгрупповая Иллюстрации грибов, цветной пластилин, доска для лепки, ватман, салфетки. 1

2 Мухомор. Учить детей передавать техникой пластилинографии изображение гриба.

Развивать у детей воображение, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику.

Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость в выполнении творческих занятий. Индивидуальная Изображение мухомора, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, салфетки. 1

3 Подводный мир. Формировать представление детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать у детей приемы работы с пластилином.

Развивать у детей мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику. Подгрупповая Иллюстрации с изображением подводного мира и его обитателей, ватман, цветной пластилин, доска для лепки, ватман, салфетки.

4 Морская звезда. Формировать представление детей о морской звезде.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать у детей творческие способности, воображение, память, мелкую моторику. Подгрупповая Иллюстрации с изображением морской звезды, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки, цветной картон, стеки.

5 «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» Учить детей лепить одуванчики техникой пластилинографии

Развивать у детей воображение, внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином. Подгрупповая Иллюстрации с изображением одуванчиков, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. 1

6 Гусеница Научить детей изображать гусеницу с помощью жгутиков, колбасок.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать у детей мелкую моторику,

координацию движения, воображение, творческие способности. Подгрупповая Иллюстрации с изображением гусеницы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. 1

7 «Божья коровка улети на небо» Формировать у детей интерес к окружающему миру.

Развивать у детей творческие способности, воображение, внимание, мелкую моторику.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Подгрупповая Иллюстрации с изображением полянки, божьей коровки, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, салфетки. 1

8 «Звездное небо» Побуждать у детей интерес к созданию картины со звездами, кометами.

Развивать у детей внимание, память, творческие способности, мелкую моторику.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином

Групповая Иллюстрации с изображением неба, звезд, луны, комет, месяца, цветной пластилин, доска для лепки, лист А3, салфетки. 1

9 «Самолет летит» Закрепить умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином, усидчивость. Подгрупповая Иллюстрации с изображением самолетов, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. 1

10 «Елочка, елочка- зеленая иголочка» Учить детей создавать картину с выпуклым изображением.

Развивать у детей творческое воображение, внимание, мелкую моторику.

Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Подгрупповая Иллюстрации с изображением ели, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, стеки, салфетки. 1

11 «Снегири на ветках» Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.

Закреплять у детей приемы скатывания, расплющивания, примазывания.

Развивать у детей память, внимание, творческие способности, мелкую моторику. Подгрупповая Иллюстрации с изображением снегирей, готовый образец, ,цветной пластилин, доска для лепки, белый картон,салфетки. 1

12 «На лугу» Познакомить детей с техникой «рисование жгутами».

Воспитывать у детей

навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать у детей воображение, память, внимание, мелкую моторику. Групповая Иллюстрации с изображением луга, цветов, насекомых, цветной пластилин, ватман, доска для лепки, салфетки. 1

13 «Стрекоза» Закреплять у детей технику рисования жгутами - изображая стрекозу.

Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином.

Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, память, внимание. Подгрупповая Иллюстрации с изображением стрекозы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. 1

14 «Веточка мимозы» Учить детей лепить узор на окружности, сохраняя объем и форму.

Развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику.

Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином. Подгрупповая Иллюстрации с изображением мимозы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, одноразовая посуда, салфетки. 1

15 «Самая красивая бабочка» Учить детей наносить мазки пластилином плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. Развивать у детей внимание, воображение, творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Подгрупповая Иллюстрации с изображением бабочек, поляны, цветов, цветной пластилин, цветной картон, доска для лепки, салфетки. 1

16 «Творю что хочу» Закреплять у детей весь пройденный материал по технике пластилинография

Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином, усидчивость и самостоятельность. Групповая Иллюстрации с изображением всех работ, которые были сделаны на занятиях,, цветной пластилин, цветной картон, альбомные листы, гуашь, кисть, непроливашка. доска для лепки, салфетки. 1

Итого 16

Список литературы.

• Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

• Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004

• Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002

• Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997

• Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного кружкового образования «Волшебный пластилин»
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 18:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного кружкового образования «Волшебный пластилин»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД