Савельева Галина
Программа дополнительного образования. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста посредством логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя и эффективно оказывать помощь. Одной из приоритетных задач развития системы образования ХМАО – Югры до 2020 года является повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся, неотъемлемой частью которой становится развитие инклюзивного образования.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении нет специализированной группы для воспитанников с ОНР, дети с общим недоразвитием речи посещают занятия на логопедическом пункте. Многие из них нуждаются в создании особых условий, в которых должен быть учтён весь комплекс мер для коррекции речевой функции детей с ОНР.
Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они могут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. В заключениях территориальной медико – психолого педагогической службы для учителей логопедов рекомендовано детям с заиканием, с запинками, с задержкой психического развития, с дизартрией, с общим недоразвитием речи - логопедическая ритмика, которая является наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с ОНР и базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В. А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская).
Реализация данной Программы позволит детям с общим недоразвитием речи в комплексе преодолеть речевые нарушения, нормализовать неречевые психические функции, скоррегировать моторную сферу, сформировать оптико-пространственный гнозис, а в дальнейшем социализироваться в школе. Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет до 30 минут. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Содержание программы представлено различными приемами логоритмической деятельности (ходьба и маршировка, работа с музыкальными инструментами, умение слушать и слышать музыку, работа над дыханием, голосом, артикуляцией, работа над активизацией внимания, темпом, ритмом и т. д) и направлена на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Программа нацелена на развитие речи ребёнка и содержит задания разной направленности.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 15 - 20 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
2.2. Содержание логоритмической работы.
Ходьба. Маршировка. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с нарушениями речи, отмечается иногда отставание в координации движений во время ходьбы. Они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость в ходьбе, замедленность движений. Формировать у детей устойчивость, умение ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая тем самым боковые раскачивания, приподнимать ноги при ходьбе. Для этого используются упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат, кубики, рейки лестницы, положенной на пол, и т. п. На занятиях можно использовать следующие виды ходьбы:
1) отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;
2) группой;
3) группой под барабан к противоположной стене зала;
4) группой вдоль зала;
5) группой к противоположной стене зала с перешагиванием через канат, положенный поперек зала;
6) вдоль каната по кругу друг за другом (это готовит детей к ходьбе в колонну по одному);
7) друг за другом, держась левой рукой за веревку.
8) друг за другом, держась за руки.
9) боком;
10) друг за другом по кругу с остановками;
11) на носках.
Развитие дыхание, голоса, артикуляции. Способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Включается речевой материал, произносимый на выдохе. С произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него.
Регуляция мышечного тонуса. Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз — на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой — при громком звучании. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое — на носках. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.
Упражнения активизирующее внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Занимающиеся учатся сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Организуя двигательную сферу, мы тем самым формируем определенные состояния, которые заключаются в установке, т. е. готовности действовать определенным образом в определенном направлении. Воспитание такой готовности способствует и воспитанию внимания: его устойчивости, наблюдательности, переключению, распределению, умению воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способности переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Воспитанию внимания способствуют также сигналы: слово, музыка, жест. Особенно широко используется музыка. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение, и привлекать внимание занимающихся к изменяющейся музыке, а значит — и движению. Пение. Сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т. е взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущения. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с разного речевыми нарушениями. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Игры на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Ей отводится особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развить его творческие способности. Некоторые музыкальные игрушки используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников и школьников, но и знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.
Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки делятся на беззвучные и звучащие.
Беззвучные игрушки изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др. Звучащие игрушки делятся на следующие виды:
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники).
2. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки).
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики).
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.) Формирование чувства музыкального темпа. Темп музыки — это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы.
Темповый диапазон делится на три области: область медленных, умеренных (средних) и быстрых темпов. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, ударах по барабану, взмахах руками и т. д. Затем включаются движения ногами на месте, в ходьбе и беге. Вначале берутся две темповые скорости: нормальная ходьба и бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа. Усвоив понятия «скоро» и «медленно» в движении, занимающиеся начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами
2.3. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя:
• постановка диафрагмально-речевого дыхания
• развитие слухового внимания и слуховой памяти
• укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа
• формирование оптико-пространственных представлений
• формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков
• формирование и закрепление произносительных навыков
• коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация
• формирование зрительной ориентировки на собеседника
• развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
• развитие координации движений
• совершенствование лексико-грамматической стороны речи
• формирование умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок
• обучение умению связно выражать свои мысли
• воспитание темпа и ритма дыхания и речи
• обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии
• развитие произвольной мимической моторики
развитие психологической базы речи
• формирование просодики
• совершенствование мелкой моторики
• развитие фонематического слуха
Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и обеспечению социализации каждого ребенка. А в результате использования дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.
Реализация Программы осуществляется в ходе всего образовательного процесса в форме дополнительного образования. Требования к их продолжительности определены «Санитарно эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») и согласуются с основной образовательной Программой МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга».