Татьяна Мамулина
Программа дополнительного образования «Дружные ладошки. Пальчиковые игры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема речевого развития в дошкольном возрасте остаётся по-прежнему актуальной.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук – точнее от пальцев. Дети, имеющие наиболее высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь. Отсюда можно сделать вывод: слабую руку дошкольника необходимо развивать.
Темочки:
- Дружба. Учимся дружить
- Игры для детей
- Ладошки. Игры, дидактические пособия
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Педагогическое обследование, проведённое мною в начале учебного года, выявило проблемы в речевом развитии детей старшего возраста. Многие дети ещё не овладели достаточным звукопроизношением, неуверенно отвечают на вопросы, затрудняются в построении распространённых и сложных предложений. На основе проведённого обследования я составила список детей для кружковой работы.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики, упражнения и игры с пальчиками в среднем возрасте будут способствовать повышению уровня речевого развития детей, так как пальчиковые игры и упражнения являются уникальным средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Цель:
Развивая мелкую моторику рук, способствовать формированию правильного произношения и развитию речи детей старшего возраста.
Литература:
1. Т. Ю. Бардышева «Пальчиковые игры». Книга для занятий с детьми. Учебно-методическое пособие. Смоленск. ООО «Карапуз-дидактика», 2006г.
2. В. В. Цвынтарский «Играем с пальчиками и развиваем речь». Москва. 1094г.
3. А. Е. Белая, В. И. Митрясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов. Москва. 2003г.
4. Н. Пантелеева, Т. Комарова «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет». Журнал «Дошкольное воспитание». №3. 2005г.
Перспективный план работы кружка «Дружные ладошки»
Сентябрь
Занятие 1.
Тема: «Осенние листья».
Массаж ладоней и пальцев рук (катание каштанов между ладонями прямыми и круговыми движениями). Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Грабли», «Дерево». Сортировка семян (подсолнух, тыква, арбуз). Подвижная игра «Шофёры».
Занятие 2.
Тема: «Овощи».
Массаж ладоней ребристым карандашом (катание каштанов между ладонями прямыми и круговыми движениями). Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски». Выкладывание узора из семян фасоли. Пальчиковая игра с тряпичными мячами (подбрось – поймай)
Октябрь
Занятие 1.
Тема: «Фрукты, овощи».
Массаж пальцев рук колечками. Пальчиковая гимнастика «Компот», «Засолка капусты».
Игра с пальчиками (составление различных предметов из палочек). Сортировка семян (горох, фасоль, перловка). Игра «Выложи горохом по контуру».
Занятие 2.
Тема: «Ягоды».
Массаж пальцев и ладоней рук грецкими орехами (катание каштанов между ладонями).
Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Складывание бумаги в различных направлениях.
Подвижная игра «Собери мелкие предметы» (на ковре).
Ноябрь
Занятие 1.
Тема: «Дружные ребята».
Массаж ладоней ребристым карандашом. Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Пальчиковая игра «Прокати мяч».
Занятие 2.
Тема: «Домик».
Массаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. Пальчиковая гимнастика «Домик», «Замок». Игра «Выложи из палочек квадрат, треугольник, прямоугольник».
Декабрь
Занятие 1.
Тема: «В домике».
Пальчиковая гимнастика «В домике», «Стол», «Стул».
Выкладывание палочками (кроватка, табуретка, телевизор). Подвижная игра «Шофёры» (накручивание на палочку верёвки, к концу которой привязана машинка).
Занятие 2.
Тема: «Ёлочка».
Массаж ладоней и пальцев рук колючим пластмассовым шариком. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». Выкладывание Ёлочки палочками.
Подвижная игра «Мы во двор пошли гулять».
Январь
Занятие 1.
Тема: «Птички».
Самостоятельный массаж ладоней и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворец», «Филин», Птичка». Подвижная игра «Птички зёрнышки клюют» (сортировка).
Занятие 2.
Тема: «Кормушка».
Пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Птичек стая». Нанизывание бусинок на леску. Подвижная игра «Снежная баба».
Февраль
Занятие 1.
Тема: «Снежок».
Массаж горошками и бусинками: покатаю я в руках бусинки горошки, станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. Пальчиковая гимнастика «Снежок». Лепка «Снеговик». Игра «Снежная баба».
Занятие 2.
Тема «Моряки».
Самостоятельный массаж ладоней и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход», «Флажок». Выкладывание из палочек кораблика: помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок, пусть плывёт кораблик мой к папе с мамочкой домой.
Март
Занятие 1.
Тема: «Птицы».
Массаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. Пальчиковая гимнастика «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнёздышке». Сортировка фасоли и гороха с закрытыми глазами.
Занятие 2.
Тема: «Птицы» (продолжение).
Массаж ладоней ребристым карандашом. Пальчиковая гимнастика «Утята», «Петушок», «Курочка», «Гусь». Рисование гуашью кончиками пальцев «Раскрась цыплёнка». Скатывание из бумаги маленьких комочков – крошек для птичек.
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Семья»».
Массаж горошками и бусинками: покатаю я в руках бусинки горошки, станьте ловкими скорей пальчики, ладошки. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моя семья». Выкладывание из палочек.
Занятие 2.
Тема: «Гости».
Пальчиковая гимнастика «Стала Маша гостей созывать». Лепка угощения для гостей.
Май
Занятие 1.
Тема: «Ласточка».
Массаж пальцев и ладоней рук грецкими орехами (катание каштанов между ладонями).
Пальчиковая гимнастика «Ласточка». Игра «Выложи по контуру горошком солнышко, тучку».
Занятие 2.
Тема: «Насекомые».
Массаж ладоней и пальцев рук колючим пластмассовым шариком. Пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Комарик», «Бабочка». Фигурки из палочек «Жук». Выкладывание из палочек кораблика: помоги мне, ветерок, паруса надуй, дружок, пусть плывёт кораблик мой к папе с мамочкой домой.