Тамара Куприянская
Программа «Дом, в котором живет Уважение» по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель:
Куприянская Тамара Петровна,
воспитатель, МБДОУ "Мыскаменский детский сад"
с. Мыс Каменный, 2015г.
Паспорт программы по дополнительному образованию «Дом, в котором живет Уважение» для детей дошкольного возраста
Наименование программы Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста «Дом, в котором живет Уважение»
Дата принятия решения о разработке программы Сентябрь 2015 года
Цель программы: формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.
Публикация «Программа „Дом, в котором живет Уважение“ по формированию навыков толерантности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Задачи программы: • способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
• знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
• формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
• воспитывать культуру толерантности.
Формы подведения итогов реализации программы Диагностика. Итоговое мероприятие с участием родителей «Мы славяне»
Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)
Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №3511.
Сроки реализации 1 год
Краткое содержание Программа ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.
Формы работы: 1. Диагностика «Я и мир вокруг меня»
2. Наблюдение
3. Подвижные игры разных стран мира
4. Трудовые поручения
5. Создание выставок, альбомов, посвященных национальной культуре
6. Проведение развлечений, досугов, праздников.
Ожидаемые результаты • интерес к самому себе;
• управление самим собой;
• самопризнание себя, как личности;
• эмоциональная устойчивость;
• желание действовать и совершать поступки.
Основные показатели
знаний и умений • поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
• круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);
• устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
• характер переживания (что и как переживается);
• сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.
Пояснительная записка
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Развитие ребенка дошкольного возраста есть не что иное, как развертывание личностного потенциала, формирование сознания, нравственных качеств, приобщение к общечеловеческим ценностям. Источником развития является накопленный человечеством социально-исторический опыт, имеющий определенную структуру. Продуктивное накопление этого опыта может происходить благодаря соответствующему построению педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Готовность ребенка к социальной жизни определяется сегодня не только уровнем его знаний о мире, владением новыми технологиями, но и личностными качествами: терпимостью, состраданием, выдержанностью, уважением прав другого и способностью пойти на компромисс. Эти качества обеспечивают свободу самовыражения и успешное взаимодействие, сотрудничество людей в разных сферах жизнедеятельности. Вот почему особое значение приобретает проблема воспитания толерантности наших детей, ведь толерантность в новом тысячелетии – это условия гармоничных отношений в обществе.
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость издавна считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности и общества в целом. Она полностью соответствует тем воспитательным задачам, которые ставит перед нами современное общество.
В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, развивается осмысление себя. Самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, появляется готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Любознательность заставляет ребенка искать ответы на вопросы о происхождении мира, взаимосвязи явлений природы. К 5-7 годам появляется осознание своего социального «я» и возникновения на этой основе внутренней позиции. Он постигает азбуку человеческого общения, поэтому именно в этом возрасте «необходимо уделить внимание развитию понимания себя и других людей, связывая его с нравственными и моральными ценностями человека, его духовной культурой.
Задача педагогов, родителей, социума – ориентироваться на доминанту воспитания души ребенка, направленную на творение его психологического здоровья и эмоционального благополучия. Толерантность зарождается с любви к своей семье, своим близким. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И только потом возникает любовь к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
Именно поэтому одним из приоритетных направлений в моей работе с детьми становится воспитание толерантности детей через социокультурный системный подход, который обеспечивается программой дополнительного образования «Дом, в котором живет Уважение».
Новизна и оригинальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на формирование толерантности как личностного качества у детей дошкольного возраста на основе их группового взаимодействия. Именно в ходе деятельностного взаимодействия детей, осуществляемого во время дополнительных занятий, происходит естественное усвоение ими основ формирования навыков толерантных взаимоотношений как эффективной формы поведения в обществе, вырабатываются такие важные с точки зрения социализации ребёнка качества, как коммуникативность, психологическая зоркость, наблюдательность.
Считаю, что программа «Дом, в котором живет Уважение», обладает следующими положительными моментами:
• учитывает возрастные особенности детей;
• является ориентиром в планировании и деятельности воспитателя;
• предполагает использование различных форм и методов работы.
• работа по формированию навыков толерантных взаимоотношений проводится в тесном контакте с родителями.
Основной целью программы «Дом, в котором живет Уважение» является формирование у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений.
Гипотеза: успешность сформированности навыков толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста возможна при внедрении в образовательный процесс детского сада программы по формированию толерантных взаимоотношений у детей дошкольного возраста;
Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной
гипотезы поставлены следующие задачи:
• способствовать осознанию того, что все люди на Земле – одна большая семья, а сама Земля – общий дом;
• знакомить дошкольников с другими странами и народами, особенностями их культуры;
• формировать уважение к национальным культурам других людей, интерес к их жизни, желание жить в мире;
• воспитывать культуру толерантности.
Данная программа предполагает реализацию таких методов и средств воспитания, как:
Методы Средства
Убеждения;
Внушения;
Стимулирования и мотивации; Коррекция поведения; Воспитывающей ситуации; Социальные пробы (испытания);
Наблюдения;
Рефлексия. Занятия- путешествия
Беседы;
Прогулки;
Игровые ситуации;
Праздники;
Чтение художественной литературы;
Прослушивание музыкальных произведений разных стран мира;
Выставки, игры народов мира.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Исходя из поставленных в программе цели и задач воспитательной деятельности, ожидаемыми результатами является формирование дошкольников ряда знаний и умений, являющихся критериями толерантных взаимоотношений.
К ним относятся:
• интерес к самому себе;
• управление самим собой;
• самопризнание себя, как личности;
• эмоциональная устойчивость;
• уважение чужого мнения;
• желание действовать и совершать поступки.
Степень сформированности этих знаний и умений в результате педагогической деятельности проверяется по нескольким основным показателям:
• поступки в ситуации самостоятельного выбора, когда ребёнок принимает решение и действует согласно или вопреки известной ему норме;
• круг распространения толерантного поведения (поведение со сверстниками и взрослыми);
• устойчивость поступков в различных ситуациях (при условии внешнего контроля и без него, в знакомой или новой для ребёнка ситуации, содержание взаимоотношений);
• характер переживания (что и как переживается);
• сознание воспитанниками важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений.
Ведущая роль в формировании у дошкольников навыков толерантных взаимоотношений принадлежит воспитателю.
Реализация программы рассчитана на 1 год и включает в себя 32 занятия, продолжительностью 25-30 минут.
Все мероприятия решают задачи воспитания и развития дошкольников. Первое и последнее занятия носят диагностический характер (анкетирование, тестирование)
Учитывая возрастные особенности, интеллектуальные возможности детей, занятия составлены так, чтобы в них происходила постоянная смена разных видов деятельности: беседа, рассказ, игра, викторина, упражнения, рисование, и другие виды воспитательной работы.
Условия проведения занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество участников группы: 6-8 детей. Опыт общения с детьми показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа состоит не более чем из 6-8 детей – тогда ребенок получает возможность быть главным действующим лицом, ощущать собственную значимость. При определенной нежесткой структурированности занятий каждый дошкольник имеет возможность реализовать себя, показать определенный уровень умений, а воспитатель или сверстник может похвалить его за маленькие успехи.
После занятий проводится обсуждение: дошкольники делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали, объясняют свои поступки. В конце каждого занятия подводится итог – результат групповой и собственной деятельности.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
• Конвенции ООН о правах ребенка;
• Конституции Российской Федерации;
• Закона РФ «Об образовании».
Схема 1
Чтобы мир состоялся, нужно воспитывать людей, идущих по миру с миром»
С. Ашикова
Тематический план
№
п/п Тема Кол-во часов
теория практика всего
1 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» - 1 1
2 Кто я такой? 0,5 0,5 1
3 «Мои качества» - 1 1
4 «Я сам» 0,5 0,5 1
5 «Разнообразие» 0,5 0,5 1
6 «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» 0,5 0,5 1
7 «Самый, самый, самый» - 1 1
8 «Ласковое словечко – доброе сердечко» - 1 1
9 «4 ноября
День воинской славы России — День народного единства» 0,5 0,5 1
10 «День толерантности» - 1 1
11 «Ты мне нравишься» 1 - 1
12 ««У каждого человека есть свой дом» 0,5 0,5 1
13 «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» 1 - 1
14 «Наши соседи» 0,5 0,5 1
15 Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) 0,5 0,5 1
16 «В гостях у народов Севера» 0,5 0,5 1
17 «Добро и зло» 0,5 0,5 1
18 «Маленькие дети с большими правами» 0,5 0,5 1
19 «Добрые отношения с друзьями» 0,5 0,5 1
20 «Игры и увлечения детей разных стран» 0,5 0,5 1
21 «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) 0,5 0,5 1
22 «Постройка ледяного дома» - 1 1
23 «Зимние забавы» - 1 1
24 «Путешествие в Африку» 0,5 0,5 1
25 «Мы - славяне» (с участием родителей) 0,5 0,5 1
26 Изготовление плаката по правам «Имею право на.» - 1 1
27 «Оформление «Уголка мира»» - 1 1
28 «Толерантность — дорога к миру» 0,5 0,5 1
29 «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки) - 1 1
30 «Дружат дети на планете» 0,5 0,5
31 День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) - 1 1
32 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» - 1 1
Итого: 11 21 32
Содержание раздела
№
п/п Тема занятия Цели, задачи, направления Формы проведения занятий
1. Диагностика: «Я и мир вокруг меня» Диагностика представлений детей о людях других национальностей Практическое занятие
2. Кто я такой? Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе (ф. и. о., домашний адрес, национальность и пр.) Беседа-знакомство
3. «Мои качества» Создать условия для осознания своей индивидуальности и своих личностных качеств; развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, сотрудничать; воспитание уважения и бережного отношения к индивидуальным особенностям других людей. Тренинг
4. «Я сам» Формирование позитивного отношения к собственному «Я». Поддержать процесс самопознания детей. Дать возможность воспитанникам осознать особенности своей личности, адекватно оценивать себя через рефлексию и активное взаимодействие с другими. Занятие
5. «Разнообразие» Формирование понимания того, что у людей много общих черт, но также много отличий Беседа с элементами тренинга
6. «Гадкий утенок: история о предубеждении и изгнании» Обучение терпимости к другому человеку, непохожему на всех. Беседа с элементами тренинга
7. «Самый, самый, самый» Сознательная и личностная самоидентификация детей в коллективе сверстников. Игровая программа
8 «Ласковое словечко – доброе сердечко» Познакомить дошкольников с нормами и правилами поведения, формировать умение договариваться, взаимодействовать друг с другом, получать удовольствие от совместной деятельности;
Развивать творчество, фантазию;
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, создавать атмосферу тепла, любви.
Занятие-игра
9 «4 ноября
День воинской славы России — День народного единства»
Развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства;
воспитывать чувство гордости и уважения к защитникам государства; формировать ответственность за судьбу Родины.
Праздник
10 «День толерантности» Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям; развитие коммуникативных навыков. Праздник
11 «Ты мне нравишься» Формировать навыки речевого этикета, учить проявлять нетерпение к недостаткам других, считаться с их интересами; развивать умение решать конфликты без насилия; воспитывать отзывчивость, сострадание, миролюбие. Беседа с элементами тренинга
12 ««У каждого человека есть свой дом» Познакомить детей с потребностью человека в жилище, систематизировать знания о жарких странах, о том, как могут выглядеть дома в зависимости от климата.
Развивать интерес к другим культурам, умение делать постройки из бумаги, создавать условия для реализации творческого замысла.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Практическое занятие
13 «Приключения маленького человечка в большом городе (знакомство с Законом о правах ребенка)» Познакомить детей с законом РФ «О правах ребенка»; развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью слов; воспитывать отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к правам человека, желание следовать им.
Беседа
14 «Наши соседи» Формировать интерес к самобытности и неповторимости других народов; развивать навыки работы в группе; воспитывать уважение и толерантное отношение ко всем людям, чувство гражданственности, патриотизма. Занятие-путешествие
15 Новогодние приключения «Хоровод друзей» (традиции, обычаи разных стран) Познакомить дошкольников с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; развивать интерес к культурам разных стран; вызвать эмоциональный отклик, желание участвовать в празднике. Вечернее развлечение
16 «В гостях у народов Севера» Продолжать знакомить дошкольников с природой и бытом Севера, образцами орнамента, характерными признаками национальной одежды, развивать интерес к культуре других народов; воспитывать уважение к культуре других народов. Беседа с элементами игры
17
«Добро и зло» Подвести воспитанников к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях Беседа с элементами тренинга
18 «Маленькие дети с большими правами» Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.
Беседа-диалог Занятие - игра
19
«Добрые отношения с друзьями» Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия; формирование навыков точного межличностного восприятия. Беседа с элементами тренинга
20 «Игры и увлечения детей разных стран» Формировать умение передавать информацию и чувства при помощи мимики, движений, используя музыку и изобразительные средства; продолжать развивать интерес к людям других национальностей; стимулировать желание участвовать в подвижных играх. Игра-путешествие
21 «Как Лютик покупал себе наряд» (национальный костюм, право на свободу самовыражения) Познакомить дошкольников с особенностями национальных костюмов некоторых народов; развивать интерес к другим народам, их быту, традициям; воспитывать патриотические чувства. Занятие – игра.
22 «Постройка ледяного дома» Продолжать знакомить с жилищем людей Севера, совершенствовать навыки работы со снегом, используя необходимый инструмент. Развивать интерес к своей культуре. Воспитывать чувство коллективизма, желание принимать участие в общем деле. Прогулка
23 «Зимние забавы» Продолжить формировать представлен6ия детей о здоровом образе жизни. Развлечение на улице
24 «Путешествие в Африку» Продолжать знакомить детей с культурой разных стран, расширить представления о животном мире Африки; развивать детское творчество, интерес к играм других стран; воспитывать дружелюбное отношение ко всем людям. Занятие-путешествие
25 «Мы - славяне» (с участием родителей) Формировать представление о себе, как части многонационального общества, носителе его культуры; способствовать освоению детьми системы отношений между людьми с помощью народных игр и моделируемых ситуаций; воспитывать любовь к своей стране, гордость за нее. Открытое мероприятие с участием родителей
26 Изготовление плаката по правам «Имею право на.» Систематизировать имеющийся практический опыт работы по данной теме; Закрепить знания детей о правах и обязанностях. Учить работать в парах. Воспитывать взаимоуважение. КТД
27 «Оформление «Уголка мира»» Организация предметно-развивающей среды. Умение детей находить нужный материал, работать сообща. КТД
28 «Толерантность — дорога к миру» Развивать стремление быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи воспитанников. Беседа с игровыми тренингами
заключительное занятие
29 «Подарок для Айоги» (по мотивам нанайской сказки)
Научить составлять аппликацию нанайских орнаментов, основанных на образе жизни и практической деятельности нанайского народа; формировать толерантное сознание; воспитывать уважительное отношение представителям других национальностей. Практическое занятие
30 «Дружат дети на планете» Продолжать формировать понятие об уникальности каждого человека; развивать интерес к культуре и традициям других стран; воспитывать дружелюбное отношение к людям других национальностей. Занятие - игра
31 День защиты детей. Акция «В чистом небе голубом» (Все дети за мир на Земле) Продолжить знакомство с праздником Дня защиты детей; развивать активную позицию детей, желание принимать участие в защите мира; воспитывать интерес к детям других национальностей. Досуг
32 Диагностика: «Я и мир вокруг меня» Диагностика представлений детей о людях других национальностей Практическое занятие
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение дошкольников в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия. Хотелось бы, чтобы взросление воспитанников ложилось в здоровую почву и собственное нравственное «толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в детском саду были преданными друзьями. Потому что у нас разный интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т. д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, то есть быть толерантным.