Надежда Салтанова
Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Методологическая ценность:
Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.).
Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Особенность дидактической игры заключается в том, что она создана взрослым с целью обучения и воспитания детей. В игру можно играть как самостоятельно используя ее в игровой деятельности, так и совместно с воспитателем в образовательной деятельности.
Публикация «Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2017
Авторская дидактическая игра «Дом в которым я живу» включает в себя следующие элементы: дидактические задачи, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
У воспитателя всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.
В данной работе определены цели и задачи, в соответствии с рекомендациями комплексной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Цель:
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
Задачи:
Познавательное развитие :
• Количество и счет:
- Уточнить и расширить представление о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти;
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном
порядке;
- Закрепить знания цифр от 0 до 10;
- Активизировать в речи термин «соседние» числа;
- Закрепить навыки увеличения и уменьшения каждого числа на один;
• Величина:
- Упражнять в сравнении предметов по высоте;
- Развивать глазомер;
• Форма:
- Закрепить в речи название геометрической фигуры – квадрат; название объемной
геометрической формы – куб;
• Ориентировка в пространстве;
- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и пространстве;
- Учить активно использовать слова «выше, ниже, справа, слева».
- Развивать слуховое внимание и внимательности;
Социально-коммуникативное развитие :
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Развитие умения самостоятельно объединяться для совместной игры;
- Развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Речевое развитие :
- Развитие связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Обогащение активного словаря;
Часть I. Строим Дом
Задачи: Способствует развитию у детей слухового внимания, закрепляет умение пересчитывать детали предмета и обозначать их количество соответствующей цифрой.
Помогает детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда от 0 до 10.
Развивает умение в соответствии с цифрой собирать предмет из нужного количества деталей.
Игра «Считай не ошибись».
Содержание:
Воспитатель предлагает детям построить новый микрорайон «Улыбка» из домов разной высоты. Дети делятся на две команды. Одна команда работает с объемными геометрическими формами – кубами. Другая – с плоскостными геометрическими фигурами – квадратами. Ведущий отбивает в бубен (барабан) количество ударов. Ребенок из той и другой команды прослушав и подсчитав удары строит из деталей (кубы, квадраты) дом, высотой соответствующей количеству ударов. Другой ребёнок – обозначает цифровой карточкой с цифрой построенный дом.
Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку от 0 до 10 и расставить дома по высоте в соответствии с цифрой.
Часть II. Засели свой дом
Задачи: Способствует развитию использования знаков «<», «>», «=» в сравнении равных и неравных групп предметов. Развивает умение увеличивать и уменьшать каждой число на один. Способствует умению логически обосновать использование конкретного знака.
Игра «Поставь нужный знака»
Содержание:
Воспитатель предлагает в построенные дома заселить жильцов. При этом в качестве жильцов могут быть использованы любые игрушки (объемные или плоскостные, которых нужно разместить в домах, разных по высоте. Детям предлагается сравнить соседние дома. Подсчитав количество деталей, из которых построен дом (кубов, квадратов, дети обозначают это количество цифрой. Между цифрами ставят знак. «<», «>», «=». После чего дети должны обосновать свой ответ (например, шестиэтажный дом выше чем пятиэтажный - на один этаж, а пятиэтажный дом ниже шестиэтажного дома на один этаж).
В дальнейшем в игру добавляются карточки с цифрами, между которыми нужно поставить знак «<», «>», «=» и карточки со знаками «<», «>», «=» куда дети подставляют соответствующие цифры.
Часть III. Мои соседи
Задачи: Способствует развитию навыков свободно использовать числа от 0 до 10и сопровождать словами свои действия, развить навык уменьшения и увеличения числа на один.
Игра «Подставь нужные цифры»
Содержание:
Дети приглашают друг друга в гости и сообщают свои адрес (название города, улицы, номер дома, этажа, квартиры). Воспитатель узнает у детей есть-ли у них соседи на этаже с правой и с левой стороны. После чего, в игру добавляются плоскостные домики. Данные домики представлены в двух вариантах.
Первый вариант домика – на каждом этаже дома в середине наклеены цифры, детям нужно подставить соответствующие цифры с левой стороны – меньший сосед, а с правой2 больший сосед.
Второй вариант домика – на каждом этаже пропущена одна цифра, дети должны вставить данную цифру с обоснованием ответа.
Часть IV. Дорожки к дому
Задачи: помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. Закрепление знания цифр от 0 до 10. Умение обозначать количество предметов цифрой.
Игра «Числа-цифры»
Содержание: Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.
Воспитатель объясняет детям, что для благоустройства микрорайона «Улыбка» необходимо построить дорожки от дома к дому. Воспитатель вносит в игру карточки с числами. Дети строят дорожки из чисел по порядку от 1 до 10 (прямой счет) и наоборот от 10 до 1 (обратный счет). Затем вносятся карточки с цифрами, которые нужно подставить к числовым карточкам, при этом выполнив задание:
- обозначить цифрой числовую карточку с большим количеством точек и с меньшим количеством точек (10 – 1);
- подставь цифру к числовой карточке если она расположена от цифры один с правой стороны, а от десяти с левой стороны (2 – 9);
- обозначь цифрой числовые карточки, расположенные в середине числового ряда (5,6);
- подставить цифры к оставшимся числовым карточкам (3,4 – 7,8);
- определить какая из цифр в паре больше – меньше.