Юлия Василенко
Программа коррекционно-диагностической работы с детьми раннего дошкольного возраста в условиях МКДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности и эффективности, принятых мер, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие.
Программа разработана в силу особой необходимости своевременного решения проблемы диагностики и коррекции речи как можно в более ранние сроки, не дожидаясь 5-летнего возраста ребенка. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов по коррекции речи, задачи, а также план действий и реализацию их на протяжении 2 лет. Программа способна создать новые условия для воспитания и обучения здоровой личности, а также адаптации ребенка в обществе.
Публикация «Программа коррекционно-диагностической работы с детьми раннего дошкольного возраста в условиях МКДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Цель:
1. Создание модели взаимодействия педагогов и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, повышении профессиональной компетентности педагогов и обучении родителей новым формам общения и педагогической поддержки ребенка;
2. Создание условий для организации воспитательной среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития;
3. Ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
4. Устранение недостатков в сфере произношения и развитие восприятия звуков у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
-Формирование основных показателей психологической базы речи: зрительного и слухового восприятий, памяти внимания в играх и в специальных упражнениях;
-Формирование и развитие артикуляционной и мелкой моторик, речевого дыхания, силы голоса, ритмики мелодической стороны речи;
-Устранение дефектного произношения;
-Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью;
-Формирование навыков связной речи, развитие активного словаря.
Объекты программы
1. Дети младшего дошкольного возраста.
2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Срок реализации.
1-2 года в зависимости от структуры речевого дефекта, степени тяжести, индивидуальных особенностей детей.
Способы проверки.
Контроль над самостоятельной речью детей в разных видах деятельности, с занесением результатов в журнал "Диагностика развития речи".
Отражение результатов заключительной диагностики для детей раннего возраста в журнале по развитию речи.
Основные принципы программы
1. Принцип развивающего образования;
2. Принцип единства воспитания и обучения;
3. Принцип комплексно-тематического планирования, для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
4. Принцип уважения прав личности;
5. Принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);
6. Партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;
7. Приоритет активных методов обучения;
8. Создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.
Ожидаемый результат
1. Достижение за счет профилактики оптимального уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста, к которой в период последующего обучения предъявляют очень высокие требования.
2. Воспитанник - с развитыми артикуляционной и мелкой моторикой, со сформированной просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция, способный ориентироваться в пространстве, с адекватной самооценкой, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
3. Осознание родителями значения проводимой профилактической работы по развитию речи и неречевых психических функций в жизни ребенка.
4. Формирование речи как средства общения на фоне игровой деятельности детей.
5. Создание полноценной окружающей ребенка речевой среды, то есть родители и воспитатели должны говорить правильно, внятно.
6. Продуманная и налаженная сеть интегрированных связей, качественная комплексная диагностика и оптимальный выбор методов и приемов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность положительных результатов в развитии речи.
7. Уменьшение количества детей, имеющих те или иные нарушения речи.