Нарбикова Ильмира
Программа детско-родительского клуба «Семь я»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«Семь я»
Пояснительная записка
Образовательная деятельность в МДОУ Национальный татарский детский сад № 154 «Чишмэ» строится в соответствии с образовательной программой МДОУ, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на основе ФГОС дошкольного образования. Согласно образовательной программе учреждения важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, ведущей целью которого является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. При организации взаимодействия детского сада с семьей решаются основные задачи:
Публикация «Программа детско-родительского клуба „Семь я“» размещена в разделах
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В настоящее время в дошкольном образовании уделяется большое внимание проблемам семьи, вопросам семейного воспитания, укреплению сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является деятельность, ориентированная на применение активных форм взаимодействия с родителями. Семья - основной институт социализации ребенка, но сейчас родители заняты обеспечением материальной стороны жизни ребенка, отмечают постоянную нехватку времени, у них возникают вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком. По инициативе родителей группы была разработана программа родительского клуба «Семь я».
Актуальность разработанной программы родительского клуба объясняется и выходом целого ряда последних нормативных документов. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» задачей дошкольного учреждения является организация «взаимодействия с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам семьи и в нём особое внимание уделяется работе с родителями. Согласно ФГОС дошкольного образования работа с родителями должна быть дифференцированного характера, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, социальные запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение педагогической грамотности семьи. ФГОС определил и требования к организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьёй, оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и обеспечения необходимой коррекции нарушений их развития. Родительский клуб «Семь я» должен помочь в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сегодня воспитание детей в семье не мыслится без помощи специалистов-педагогов. Анализ состава детских семей показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов в работе с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане. Детский сад является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и в то же время реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
За годы профессиональной деятельности мною накоплен опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников. Убеждена, что деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, в развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника стараюсь создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Мы вместе с родителями пытаемся совместно найти наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогу. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Далеко не все семьи в полной мере реализуют свой потенциал воспитания, в силу недостатка педагогических знаний, низкого уровня педагогической осведомленности и педагогической рефлексии. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.
Чтобы избежать в практике педагогического просвещения родителей раздробленности и случайности, чтобы учесть запросы родителей в содержании педагогических знаний, разработана программа работы родительского клуба «Семь я». Идея сотрудничества с родителями в рамках программы родительского клуба предполагает следующие этапы работы:
- информационно-подготовительный этап (педагогическая диагностика семьи,
- непосредственное включение родителей в деятельность,
и третий этап - оказание педагогической поддержки семье, т. е. повышение ее педагогической грамотности.
Специфика программы родительского клуба «Семь я» заключается в создании единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, в создании такого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог - ребенок - родитель».
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания важно проводить работу не только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми. Исходя из практического опыта, взаимодействие с родителями оказывается более эффективно через общение в неформальной обстановке. Чтобы взаимодействие с родителями было регулярным, повышающим педагогическую культуру родителей возникла идея создания родительского клуба «Семь я».
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьёй. Поэтому необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны всем участникам образовательных отношений. Создание родительского клуба «Семь я» – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
ЦЕЛЬ работы родительского клуба : Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.
ЗАДАЧИ родительского клуба :
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и целесообразных форм работы;
- установить взаимодействие между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями, специалистами ДОУ;
- повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;
- развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;
- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
Практическая значимость: материалы программы родительского клуба могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп.
Продолжительность: 1 год
Сроки реализации: 2022 – 2023 учебный год.
Участники программы : педагоги, родители (законные представители) и дети средней группы «Колокольчик».
Автор программы : Нарбикова Ильмира Джамилевна
Формы работы
Для реализации задач проекта используются следующие формы сотрудничества
учреждения с семьями воспитанников :
1. Информационно-аналитические:
• анкетирование;
• опросы.
2. Наглядно-информационные формы:
• официальный сайт дошкольного учреждения
• информационные стенды учреждения и групп;
• открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей, открытые мероприятия для родителей;
• фотовыставки.
3. Познавательные:
• нетрадиционные формы проведения родительского собрания;
• совместная работа по тематическому плану клуба;
• мастер-классы, практикумы, семинары;
• КВН, интеллектуальные игры, викторины;
• проекты.
4. Досуговые:
• совместные праздники, досуги, развлечения;
• совместные спортивные праздники;
• участие родителей в конкурсах, выставках, фотовыставках.
Принципы:
• принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок - педагог, родители - ребёнок, педагог - родители);
• принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
• принцип взаимного развивающего влияния.
Методы и приемы:
• организационные;
• наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
• словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
• практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
• логические;
• мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Критерии оценки достижения целей программы
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, сформирован совершенно новый тип отношений между родителями и детьми. Вовлеченные в партнерскую деятельность, они раскрываются друг для друга с совершенно новых сторон, взаимообогащаются и интенсивно накапливают личностные качества. Развитие ребенка происходит в комфортных условиях: доверительная обстановка, присутствие близких людей. Он начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий родитель старается все время понять ребенка, его чувства, поступки, точку зрения. Такое поведение облегчает и принятие ребенком своего собственного «Я», усиливает его веру в формирующиеся отношения. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки. Родители в свою очередь начинают серьезно интересоваться процессами, происходящими с их детьми, задают вопросы, которые свидетельствуют о мотивации на сотрудничество. Учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Критериями эффективности на сегодняшний день являются:
• интерес к заявленным темам и формам работы в клубе, проявляющийся в высоких показателях посещаемости и активности во время мероприятий, выполнение домашних заданий;
• стремление к самообразованию, творчеству (по уровню изготавливаемых работ, участию в конкурсах, выставках, здоровому образу жизни;
• применение полученных знаний и навыков в жизни, осмысление проблем существования, что послужит толчком к большой внутренней работе и может быть оценено условно;
• удовлетворенность родителей образовательным процессом и воспитателем, что выявляется посредством анкетирования Такая форма работы с родителями, как организация семейного клуба необходима. Она приносит взаимную помощь и сотрудникам, и родителям. Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить личную причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний. Благодаря участию в совместной деятельности родители получают представление о работе воспитателей, испытывают уважение к их труду, устанавливают дружеские отношения с другими родителями. Организуя работу Клуба «Семь я» педагоги помогают родителям наполнить жизнь ребенка добрыми и яркими событиями.
Основные направления взаимодействия с семьей
- Взаимопознание и взаимоинформирование. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, важно оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Для обоюдного познания воспитательного потенциала используется специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, посещение педагогами семей воспитанников, организация дней открытых дверей в детском саду, разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитания детей.
- Непрерывное образование воспитывающих взрослых. В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование. Под образованием родителей мы понимаем обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. Все более востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое, национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
Тематическое планирование мероприятий в рамках работы родительского клуба «Семь я»
месяц мероприятие форма проведения
сентябрь «Золотая осень»
«Осенняя фантазия»
«Наведём чистоту» Поход
Конкурс поделок и букетов
Субботник
октябрь «Чистый берег»
«Дом окнами в детство»
«Тайна кедровой шишки»
«Кем быть»
«Ремонт книг» Акция
Экскурсия по библиотеке
Проект
Мамины (папины) пятиминутки
День добрых дел
ноябрь «Покормите птиц зимой»
«Вот бы нам у наших мам научиться всем делам»
«Семейные коллекции»
«Милая, хорошая, самая пригожая» Акция: изготовление кормушек, сбор корма, рисунки птиц
Праздник
Коллекционирование
Литературный час
декабрь «Новогодняя ёлка»
«Волшебные шашки»
«Зимняя сказка»
«Ремонт игрушек» Творческая мастерская
Шашечный турнир
Оформление группы к новому году
День добрых дел
январь «Мои увлечения»
Выход в музей
«Рождественский фонарь» Мамины (папины) пятиминутки
Выставка
Конкурс поделок и рисунков
февраль «Вот какой мой папа»
«Путешествие в зимний лес»
«На чём писали наши предки» Развлечение
Поход
Путешествие в историю
Март «Волшебные ладошки»
Выход в театр
«Огород на окне»
«Поиграем – угадаем» Мастер-класс
Просмотр спектаклей
Выращивание рассады цветов, овощей
Викторина
Апрель «Батарейки»
«День птиц»
Выход на каток
«Космос»
«Весна, весна на улице, весёлые деньки» Акция
Изготовление скворечников
Спортивные соревнования
Конкурс поделок и рисунков, мастер - класс
Развлечение
Май «Папа, мама, я – спортивная семья»
«Эх, дороги»
«Зелёная планета глазами детей»
Детский парадный десант «Внуки Победы»
День семьи
Ночь в музее Весёлые старты
Конкурс песни и строя
Конкурс поделок и рисунков
Парад, посвященный 9 Мая
Праздничный концерт
Выставки
Июнь «Веломарафон»
«С миру по нитки»
«Папин день»
«Красочный участок»
Спортивные соревнования
Акция
Семейно-игровой праздник
Покраска, озеленение, оформление участка к лету
Июль «День семьи любви и верности»
Герб семьи
«Весёлый мусор»
«Иван Купала» Праздник
Рисунок
Поделки из бросового материала
Развлечение
Август «Чудеса природы»
Сбор макулатуры
«Фантазёры» Поделки из природного материала
Акция
Поделки из овощей и фруктов
Ожидаемые результаты:
• Сотрудничество людей разных поколений с целью укрепления семьи, коллектива, воспитания уважительного отношения друг к другу, передачи наиболее значимого социального опыта;
• возросла активность детей при совместной работе с родителями;
• формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития ребенка;
• улучшилась динамика творческого развития детей;
• дети учатся рисовать нетрадиционными способами;
• родители смогут создать дома условия для художественно-эстетического развития ребёнка и творить с ним;
• родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей;
• возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения;
• развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогом.
Используемая литература:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программе дошкольного образования на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО.
• Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
• Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст) : пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;
• Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006
• Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
• Монина Г. Б., Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб. : речь, 2001
• Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья : практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М. : Гном и Д,2000.
• Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей : методическое пособие воспитателей ДОУ - М. : Айрис - пресс, 2006
• Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008
• 16. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.