Ольга Подузова
Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Методы оценки результативности программы :
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Результаты исследовательской деятельности детей.
Методы диагностики:
собеседование с детьми;
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
анализ результатов продуктивно исследовательской деятельности
Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста „Что, где и как?“ Часть 2» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Цель диагностики: выявления уровня развития деятельности экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.
Все три (3) задания диагностики направлены на выявление деятельности экспериментирования у старших дошкольников.
Задание №1. «Выбор деятельности» (авт. Прохорова Л. Н.)
Цель: выявить особенности предпочтений старшими дошкольниками различных видов деятельности.
Инструкция: ребёнку предлагаются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: игровая; чтение книг; изобразительная; экспериментирование; труд в Уголке природы; конструирование; игра на компьютере; просмотр TV.
Ребёнку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делаются 3 выбора. Анализ результатов производится по трем выборам: за 1-й выбор – 3 балла; за 2-й – 2 балла; за 3-й – 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Задание №2. «Опыты»
Цель: выявить уровень сформированности компонентов экспериментирования у старших дошкольников.
В процессе деятельности фиксировать сформированность компонентов экс-
периментирования: постановка цели; выдвижение гипотезы; умение делать выводы.
Задание №3. «Беседа»
Цель: выявить наличие опыта экспериментирования у старших дошкольников.
Вопросы к беседе:
1. Любишь участвовать в опытах?
2. Как ты думаешь, зачем люди экспериментируют, ставят опыты?
3. Что нужно, чтобы поставить опыт?
4. Если бы тебе предложили, какие бы ты опыты выбрал?
5. Какой опыт тебе понравился?
6. Чем он тебе понравился?
7. Ты сразу догадался, почему?
8. Что ты почувствовал, когда твоя догадка подтвердилась?
9. Хотел бы ты ещё что-нибудь узнать?
10. Делаешь ли ты опыты дома?
11. Как себя надо вести, когда делаешь опыт?
12. Почему так?
Критерии диагностики: интерес, отношение к экспериментированию;
- сформированность компонентов экспериментирования;
- стратегии решения задачи (вербальное, практическое; аналитическое, методом «проб и
ошибок»); самостоятельность в ходе деятельности;
-комментарии.
На основании критериев были выделены следующие уровни развития экспериментирования :
низкий уровень – у ребёнка проявляется равнодушное отношение к экспериментированию; нет представлений об экспериментировании; он затрудняется в принятии цели, не может выдвинуть гипотезу, не стремиться обследовать материал; не самостоятелен, часто отвлекается; затрудняется в пояснениях.
средний уровень – проявляет неустойчивый интерес, принимает цель, но может её потерять в случае затруднения, переключается на другую деятельность; действует методом «проб и ошибок»; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; с большим трудом формулирует выводы.
Высокий – проявляет интерес к экспериментированию, принимает и ставит самостоятельно цель, может выдвинуть гипотезу аналогичного характера; обследует объекты; устанавливает простые связи, может формулировать выводы, поясняет решение.
№
ФИО РЕБЁНКА Критерии оценки
Выбор
деятельности
Опыты
Беседа
Общий
Уровень
1-3 баллов –низкий уровень
2-6 баллов -средний уровень
3-9 баллов- высокий