Надежда Петринко
Программа Центра игровой поддержки детей 3–5 лет из малообеспеченных семей «Островок детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа предусматривает решение одной очень сложной, актуальной в нашей стране, проблемы. Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, повышением родительской платы за содержание детей в ДОУ и оттоком воспитанников из детских садов. Естественно, что прошлые события оставили отпечаток и по сей день проблема устройства ребенка в детский сад имеет место, практически во всех регионах странны.
Публикация «Программа Центра игровой поддержки детей 3–5 лет из малообеспеченных семей „Островок детства“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Программа Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из малообеспеченных семей (– это семьи с низким социальным статусом, не справляющиеся с возложенными на них функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности малообеспеченной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно) направлена на решение сразу нескольких задач:
• Возможность сделать равным «старт» «домашних», не посещающих детский сад детей для поступления в школу и обучения в ней;
• Оказание помощи родителям детей, которые не посещают детский сад, через консультативный пункт.
Благодаря работе Центра игровой поддержки дети смогут получить возможность обучения и воспитания через игру, родители смогут безболезненно приучить ребенка к другому режиму дня и социальным условиям: детскому коллективу, педагогическому окружению, новому стереотипу поведения, а в дальнейшем (к 6 годам) получат возможность включения ребенка в состав подготовительной к школе группы детского сада.
Концепция программы
Учитывая многоликость нынешних социальных запросов и родительских ожиданий от системы дошкольного образования, важно пропагандировать и развивать эффективные формы сетевого партнерства в системе «ДОУ – Семья - Социум». Они могут быть направлены как на удовлетворение образовательных запросов семьи на поддержку воспитания и индивидуального развития детей, так и реализацию образовательной политики города и общества в целом.
Актуальность
Динамичный и стрессогенный ритм жизни делает чрезвычайно актуальным разработку, пропаганду и внедрение адаптационных технологий воспитания и образования детей. С этой точки зрения поиск инновационных решений, обеспечивающих комфортное самочувствие и адаптацию детей и взрослых к разнообразным стрессовым ситуациям в семье, детском саду, обществе, современном мире представляет интерес и в теоретическом, и в практическом ракурсе.
Существует большая потребность практиков в разработке и внедрении особых адаптационных стратегий воспитательной и образовательной работы, обеспечивающих действенную социальную защиту малолетних детей. Актуальность этого повышается в связи с проживанием многих детей в социально неблагополучных условиях и усилением насилия в современной семье и обществе. Спектр такого рода ситуаций начинается от стесненных условий жилья до отсутствия надзора со стороны родителей. Статистика такова, что сегодня по России из-за невнимания молодых родителей общество ежегодно теряет около тысячи младенцев первого года.
Следует также выделить другого рода дезадаптивные ситуации в образовательной работе с детьми, качественное решение которых зависит от пропаганды и внедрения адаптационных образовательных технологий.
Так, одной из «горячих тем» повышения качества дошкольного образования остается улучшение механизма перехода ребенка и его семьи к вариативным семейно-общественным формам образования. С началом посещения возрастной группы или структурного подразделения детского сада (ЦИПР, группа кратковременного пребывания и пр.) период перехода от привычной домашней среды можно и нужно сделать менее острым для ребенка и родителей.
Кроме того, современные социологические данные показывают, что часто, едва малыш достигнет годовалого возраста, молодые матери хотят выйти на работу из-за опасений потерять ее. Родители обращаются, по советам знакомых, за помощью по уходу и воспитанию своих малышей к специализированным негосударственным структурам, либо к услугам нянь. Это происходит на фоне дефицита мест в детских садах; омоложения института прародителей, когда бабушки и дедушки еще являются людьми трудоспособного возраста. В такой ситуации функции воспитания малыша перепоручаются до поступления в детский сад или школу «на аутсорсинг» наемным работникам. Таким образом, прогрессивный в бизнесе принцип распространяется на частную жизнь городского населения и, не редко, ставит под удар полноценность, комфортность и безопасность развития, и качество жизни детей.
Актуальным вопросом является адаптация к условиям посещения детского сада детей из семей мигрантов, для которых русский язык не является родным, а так же семей переживающих сложные жизненные ситуации.
Во всех этих ситуациях каждому конкретному ребенку необходима комплексная междисциплинарная помощь, чтобы он мог адаптироваться в стрессогенных условиях, выработать способы «совладающего» поведения, укрепить свои адаптационные силы для развития, сохранить физическое и психическое здоровье.
Новизна
Контингент, с которым будут проводить работу специалисты данного Центра игровой поддержки детей – это неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.
Семья – это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.
Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.
Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.
Поэтому, работая с детьми из малообеспеченных семей, специалисты Центра помогают не только детям в освоении новых социальных ролей (воспитанник детского сада, будущий школьник, родителям в воспитании своих детей и налаживанию микроклимата семьи, но и государству в целом, помогая воспитывать будущее нашей страны.
Цель программы
Обеспечение доступности дошкольного образования для населения и повышение его качества; сохранение и укрепление здоровья детей; создание условий для их полноценного физического и психического развития; повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития их детей.
Задачи программы
С учетом данных приоритетов дошкольного образования целесообразно выделить следующие задачи программы :
1. Обобщение опыта внедрения модели комфортной адаптации детей в ДОУ в соответствии с современными стандартами качества дошкольного образования.
2. Апробация ресурсов открытости и доступности образовательной, консультативной и информационной помощи различным слоям населения, дети которых не посещает детский сад.
3. Описание технологий повышения качества физического и психического развития детей на основе междисциплинарной интеграции специалистов вариативных форм дошкольного образования.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 3 – 5 лет. Это определено запросом отдела образования Комсомольского района и запросом нуждающегося в данных услугах социального слоя населения.
Продолжительность реализации программы
Продолжительность реализации программы – 2 года в три этапа:
I этап (апрель-май 2013)
Подготовительный
Родительское собрание, знакомство с родителями, заполнение родителями анкет, опросников, выявление интересующих родителей тем по вопросам воспитания ребенка.
II этап (сентябрь-апрель 2013-14)
Реализация
Непосредственная работа специалистов с детьми в Центре игровой поддержки, работа консультативного пункта для родителей (или лиц их заменяющих).
III этап (май – июнь 2014)
Контрольно-диагностический
Обработка и интерпретация, полученных специалистами Центра статистических и диагностических данных для подведения итогов и выявления эффективности работы ЦИПРа.
По исполнению детей шестилетнего возраста они смогут быть включены в подготовительные группы детского сада на постоянной основе.
Организация практической деятельности Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из малообеспеченных семей
В работе центра участвуют 10 неорганизованных детей, их родители и специалисты учреждения, которое предоставляет работу Центра. Дети и родители посещают учреждение 5 раз в неделю продолжительностью 2,5 часа (с 9.00 до 11.30).
Работу с детьми и семьями проводят специалисты учреждения организовавшего ЦИП детей : Нургатина Е. Н. – старший воспитатель МАДОУ детский сад «Ромашка» № 7 города Комсомольска (незаконченное высшее образование, Кругликова Е. В. – педагог-психолог (высшее профессиональное образование, Карпенко Н. А. – социальный педагог (незаконченное высшее образование, Куликова Е. В. – воспитатель (среднее профессиональное образование, Папушина В. В. – музыкальный руководитель (среднее профессиональное образование).
Вначале дети посещают психолога, который проводит с ними цикл игр, разработанный в соответствии с календарным планированием. Затем группа детей направляется к воспитателю, который проводит с ними различные дидактические игры (возможно присутствие родителей). Затем дети занимаются с музыкальным руководителем в актовом зале, где он разучивает с ними различные песни и музыкальные игры. По необходимости дети (подгруппами или индивидуально) посещают социального педагога для проведения различных диагностик, выявляющих эффективность работы специалистов.
Работу с родителями проводят в основном социальный педагог и педагог – психолог. Здесь родителям предлагаются различного рода анкеты, опросники для проведения диагностик и составления (по необходимости) индивидуальных маршрутов работы с семьей, выявления эффективности работы программы, ее корректировки, дополнений и усовершенствования. Так же с родителями постоянно проводятся групповые занятия, беседы, консультации (как групповые, так и индивидуальные, тренинги по вопросам, касающимся воспитания детей и создания и поддержания стабильного климата в семье.
Ожидаемые результаты
1. Приобретение детьми навыков безболезненной адаптации и социализации в кругу сверстников и педагогическом коллективе;
2. Возможность получения одинаковой наряду с организованными детьми стартовой площадки для поступления в школу;
3. Развитие личностной сферы и коммуникативных способностей детей 3 – 5 лет;
4. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах детской психологии и педагогики;
5. Приобретение родителями навыков и умений по воспитанию детей дошкольного возраста;
6. Получение родителями индивидуальной консультативной психолого-социально-педагогической помощи по проблемам воспитания ребенка.
Формы контроля
1) Наблюдение;
2) Беседа;
3) Диагностические данные;
4) Результаты опросников, анкет;
5) Практический контроль.
Формы подведения итогов реализации программы
1) Ежемесячные тематические совместные мероприятия для детей и их родителей;
2) Отчеты специалистов, работающих в рамках программы;
3) Презентация, опыта внедрения вариативных форм работы дошкольного образовательного учреждения на различных семинарах, конференциях и т. п.
4) Фотоотчет.
Преемственность
Программа Центра игровой поддержки детей 3 – 5 лет из неблагополучных семей предполагает создание такой психолого-социально-педагогической поддержки детей в преддверии школы, которая дает возможность транслировать инновационные подходы преемственных связей с начальным образованием.