Елена Мануилова
Программа для детей старшей группы «Бумажная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Публикация «Программа для детей старшей группы „Бумажная фантазия“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е. Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.
Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д. Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь, и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.
Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (кисточек, зубочистки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров. И с помощью метода специальной обработки, который будет вам в дальнейшем представлен, можно создать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Целью своей работы, исходя из выше сказанного, ставлю: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.
Думаю, что обучение у детей старшего возраста (2 года) будет происходить более эффективно при условии:
• систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.
• Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.
В результате этого ставлю задачи:
а) познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и другие) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных);
б) через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества;
в) в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес;
г) провести с родителями мастер – класс;
д) оценить результаты проведённой работы с детьми (оформить выставку работ).
Месяц Тема
занятий Базовая
программа
Старшая группа 2011-2012 учебный год
Октябрь «Спираль, Познакомить с техникой квилинг. Научить детей скручиванию полоски на стержень формы «Спираль», «свободная спираль» и закреплению её и наклеивание на фон. Развитие фантазии.
Ноябрь «Свободная спираль» Научить детей скручиванию полоски на стержень формы, «свободная спираль» и закреплению её и наклеивание на фон. Развитие фантазии.
Декабрь «Завиток» Научить детей скручивать форму «завиток». Закрепить пройденные формы
Январь «Завиток в форме рог барана» Научить детей скручивать форму «завиток в форме рог барана». Закрепить пройденные формы
Февраль «Завиток в форме сердца» Научить детей скручивать форму «завиток в форме сердца». Закрепить пройденные формы
Март «Капля» Научить детей скручивать форму «капля». Закрепить пройденные формы.
Апрель «Изогнутая капля» Научить детей скручивать форму «изогнутая капля». Закрепить пройденные формы.
Май Составление узор, сюжетов с помощью пройденных форм. Закрепление всех пройденных форм. Развитие фантазии, внимания.
Подготовительная группа 2012-2013 учебный год
Октябрь «Глаз» Научить детей скручивать форму «глаз». Закрепить пройденные формы.
Ноябрь «Лист» Научить детей скручивать форму «лист». Закрепить пройденные формы.
Декабрь «Ромб» Научить детей скручивать форму «ромб». Закрепить пройденные формы.
Январь «Треугольник» Научить детей скручивать форму «треугольник». Закрепить пройденные формы.
Февраль «Стрела» Научить детей скручивать форму «стрела». Закрепить пройденные формы.
Март «Полукруг», Научить детей скручивать форму «полукруг. Закрепить пройденные формы
Апрель «Изогнутый полукруг» Научить детей скручивать форму «Изогнутый полукруг». Закрепить пройденные формы
Май Составление узор, сюжетов с помощью пройденных форм. Закрепление всех пройденных форм. Развитие фантазии, внимания.
Диагностика.
Низкий. Умеет пользоваться стержнем, т. е. скручивать в формы с помощью воспитателя.
Не знает и не называет формы, и называет их только при помощи воспитателя. С помощью воспитателя называть цвета и оттенки.
Заполняет поделку только с помощью педагога.
Средний.
Умеет пользоваться стержнем, зубочисткой, т. е. скручивать формы, некоторые с помощью педагога.
Знает и называет не все формы. Подбирает цвета с помощью педагога. Изготавливает поделки только по образцу.
Высокий.
Умеет стержнем, зубочисткой, т. е. самостоятельно изготовляет все формы.
Знает и называет все формы. Умеет самостоятельно выкладывать из формы свои поделки.
Подбирает цвета.
Литература
1. Зайцева А. Искусство квилинга. Магия бумажных лент
2. Уолтер Х. Узоры из бумажного льна.