Получи документы

Программа артикуляционных упражнений

Марина Керимова
Программа артикуляционных упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Полезные советы № 1

Артикуляционная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

1. Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята

еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы

родителей они будут, если им интересно.

2. Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще

больше.

Публикация «Программа артикуляционных упражнений» размещена в разделах

3. Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.

4. Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно

направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.

5. Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений.

Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать

таким правилам:

1. Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5

минут. При большей нагрузке малыш устанет.

2. Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.

3. Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15

секунд.

4. В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом

постепенно переводить его к более сложным.

5. Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит

вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже

присутствующие в комплексе упражнения.

6. Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2

упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.

7. Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но

если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.

8. Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед

зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.

9. Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать

правильность выполнения.

10. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со

временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 года

Малыши маленького возраста не способны концентрироваться на чем-то

длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в

комплекс нужно включать по 2-3 упражнения.

Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

1 «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед

как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть

напоминать маленькую змейку.

2.«Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу.

Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в

одном и том же положении.

3.«Почистим зубки». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему

ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и

нижним рядом.

4.«Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для

этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то

левого уголка.

5.«Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок

должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.

6.«Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который

кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.

7.«Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально

надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним,

чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями,

данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий.

Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

8.«Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой

позе.

9.«Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая

зубов, и замереть в таком положении.

10. «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в

таком положении.

11. «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на

нижнюю губу, замереть в такой позе.

12. «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок».

Ребенок должен максимально втянуть щеки.

13. «Язык-силач»

(отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами,

укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним

зубам и упираться языком в зубы.

14. «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

15. «Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его

кончик.

.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к

выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5

минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой

возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с

помощью таких упражнений :

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко

улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально

обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в

таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с

помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить

по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в

быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но

при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в

варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и

заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им

нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных

копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он

его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком

положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего

положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

«Расческа» «причесывать» зубами язык. Губы в положении улыбки. Зубы плот-

но сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык

становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение

повторить 3—4 раза.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих

результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе

можно добавить и новые занятия:

1.«Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу,

чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.

Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».

2.«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно

сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

3.«Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он

должен беззвучно хлопать губами.

4.«Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого

необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом,

не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок

должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.

5.«Кошечка - горка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая

сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть

ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела

вверх.

6.«Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то

одну, то вторую щеку.

БЛОК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ГУБ.

1. «Улыбочка». Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы.

Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.

2. «Хоботок». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Бегемотик». Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком

положении 5 секунд.

3. «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и

нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже

сохраняется около 5 секунд.

4. Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик». Выполняется 5 раз.

БЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА.

1.«Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю

губу (не высовывая). Длится 5 секунд.

2.«Сердитая киска». Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся

на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка

покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.

3.«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и

опускается вниз.

4.«Змейка». Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен

стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие

повторяется до 7 раз.

5.«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а

затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза

сверху и снизу.

5.«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом

положении 7-10 секунд.

6.«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к

горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой

раскрашивается небо.

7.«Индюки». Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней

губе.

8.«Часики». Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно

касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить,

что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-

обратно.

9.«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но

при этом не касаться зубов.

10.«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа

(слизывается варенье, после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить

несколько раз.

11.«Дятел». Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних

зубов на протяжении 5-7 секунд.

12.«Мотор». Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык

стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы

получился звук «дын-дын-дын».

13.«Замесили тесто». Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»,

а рот при этом открывается и закрывается.

ДЛЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ СВЯЗКИ ЯЗЫКА.

1.«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

2.«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком

положении держится 5 секунд.

3.«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз

открыть/закрыть рот.

Статические упражнения для языка

1. «Птенчики»

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. «Лопаточка» (Блинчик)

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. «Чашечка».

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты,

но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало. Змейка).

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится. Мостик).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята

вверх.

6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо

к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Конфета).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты

к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается

в глубь рта.

7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть

подъязычную связку.

8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно

оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов

до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть

опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик»

сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот

раскрыт, на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть

двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть

выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении,

губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая

резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Обезьяна.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

5. Сердитый лев.

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку

и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее —

с шепотным произнесением этих звуков.

6. Силач.

Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо

поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.

Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться

подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком

на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит

руку под челюстью ребенка).

9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением

сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

ааааааааааааа

яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);

иииииииииииии (рот слегка открыт)

12. Произнесите гласные звуки с голосом:

аaaaaaaaaaaaa

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё

иииииииииииии

13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

аааааэээээ

аааааеееее

аааааиииии

иииииааааа

ооооояяяяя

аааааииииииооооо

иииииээээээааааа

аааааиииииэээээоооооо и т. д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно

полным.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.

Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков).

Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом.

6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

7. Подражать:

— стону,

— мычанию,

8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку

на затылке ребенка.

Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу

ребенка.

Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки

обеих рук.

9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением

сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

11. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ЩЕК.

1.«Шарики». Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с

умеренной силой, чтобы воздух вышел.

2.«Сытый хомячок». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая

и левая.

3. «Голодный хомячок». Щеки втягиваются и в таком положении

удерживаются 5-7 секунд.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений «Веселые мячики»Комплекс упражнений «Веселые мячики» «Веселые мячики» Мяч – это рука ребёнка, развитие её напрямую связано с развитием интеллекта. Мяч – круглый, как Земля, и в этом его сила.

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека игр и упражнений в средней группе Игровая терапия Игровая терапия основана на естественной потребности детей, которая дает ребенку необходимый жизненный опыт и развивает.

Картотека игр и упражнений в бассейнеКартотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Картотека упражнений по биоэнергопластике «Лопаточка» Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз. «Чашечка» Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки. «Иголочка» Пальцы.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.

Младшая группа картотека игр и упражнений. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения и эмоций у детей дошкольного возраста. Младшая группа. Упражнение, "Какая игрушка?" В.

Нестандартное оборудование «эспандеры» для общеразвивающих упражненийНестандартное оборудование «эспандеры» для общеразвивающих упражнений Уважаемые коллеги! Для проведения занятий по физической подготовке в детском саду необходимо много разнообразного оборудования. Такое оборудование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа артикуляционных упражнений
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 14:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа артикуляционных упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Марина Керимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД