ирина дзамыхова
Конспект НОД «Программа абазинского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1неделя. «Здравствуй детский сад».
«Х / г / адрайгвит / асабиг / зарта».
Форма проведения: Беседа (Айчважвара)
Цель: привить детям элементарные навыки вежливости, научить здороваться, прощаться на родном языке. Ознакомление с речевыми образцами: «Уыщымта бзита!» (доброе утро) - так обращаются к мужчине; «Быщымта бзита!» (доброе утро) - так обращаются к женщине и т. д.
Авторский метод материал Дзамыхова И. В.
Сентябрь.
2 неделя. «Адзын». «Осень».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Публикация «Конспект НОД „Программа абазинского языка“» размещена в разделах
Цель: научить детей различать и называть признаки осени, словосочетания: падают листья, осень наступила, дни стали короче, ночи длиннее Ознакомление с речевыми образцами: «Запш гIамтайа уыжвжвы хIызту?» - «Адзын» (Какое сейчас время года? – осень). «Адзын г / аталт /» (наступила осень). Ац / лаква рыбыгъьква йг / ак / ап / лит /. (Листья падают с деревьев). Амшква айшысхат / (дни стали короче). Ац / хква ауырахат / (ночи стали длиннее).Разучивание стихотворения «Адзын» (осень)
«Адзын» Дзамыхова И. В.
Сентябрь.
3 неделя. «Собираем урожай». «Йг / ац / аг / гахит / атшыг / вра».
Форма проведения: НОД. (апхьарасах / ат).
Рассматривание иллюстрации.
Цель: учить называть и произносить правильно слова на абазинском языке. Знакомим со словами:
Фрукты – ац / лашвырква
Овощи – адгьылшвырква
Урожай – тшыг / вра
Орфографический словарь абазинского языка. Табулова Нурия.
Сентябрь.
4 неделя. «Дни недели». «Амчыбыжь амшква».
Форма проведения: Беседа. Айчважвара.
Цель: развитие навыков мыслительной речи, научить детей произносить название дней недели на абазинском языке. Закрепить знания о рабочих днях и выходных. Ознакомление с днями недели «Амчыбыжь амшква»
(Дни недели)
Понедельник - швахьа
Вторник - гIваша
Среда - хаша
Четверг - пщаша
Пятница - хваша
Суббота - сабша
Воскресенье - мтшаша.
Рабочие дни – анхара амшква.
Выходные дни – тшпсщара амшква.
Журнал «Марамыз». Медот. копилка Дзамыхова И. В.
Сентябрь.
5 неделя. «Заучивание колыбельной». «Агара ашва».
Форма проведения: НОД. (апхарасах / ат).
Цель: учить детей правильно произносить слова колыбельной, развивать чувство тепла и нежности. Потешка «Колыбельная. «Агара Ашва». Апхьага «Ц / арак / выжв сак / вп /».
Рассматривание и составление рассказа по картинке «Грибы». Атурых алац / ара «Ахъварпква».
Форма проведения: НОД. (апхьарасах / ат).
Цель: научить детей мыслительной речи, рассуждению, воображении. Учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке, составлять из двух трёх слов предложение. Познакомить со съедобными и ядовитыми грибами.
Гриб – хъварп
Грибы – ахъварпква
Грибы бывают разные – ахъварпква зиг / вап /
Они бывают съедобные и несъедобные ауат йыуфа йауаши йамуаши рылап /
Детям одним за грибами ходить нельзя – асабиква рхъазы хъварпгара йца йгьауашым. Метод. материал Дзамыхова И. В.
Октябрь.
1 неделя. Беседа. Айчвжвара.
Мой аул. «Сара скыт»
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: расширять и закреплять знание детей о родном ауле; воспитывать патриотические чувства, любовь к малой родине; развивать устную речь. Аул, село – кыт
Жители – абзазаг / чва
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Октябрь.
2 неделя. Составление рассказа «Мой дом». Турых алац / ара «Сара сунаг / ва».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: учить правильно произносить отдельные слова на абазинском языке, развивать любовь и уважение к родным, семье, отчиму дому, воспитывать уважение к старшему поколению, учить составлять рассказ о родном доме из 2-5 педложений.
Дом – тдзы
Семья – тг / ачва
Старший - ах / ба
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Октябрь.
3 неделя. Беседа: «Один день - год кормит». Айчважвара: «мшык / сквшык / уарчахит /».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: воспитывать уважение к труду; расширить и уточнить знание об уборке урожая. Ознакомление детей с пословицами и поговорками о труде на абазинском языке. Рассказ «Уаридада». Журнал «Марамыз», «Къараба - хъабаба» Меремкулов В.
Октябрь.
4 неделя. Знакомство. Диалог «Абадырра».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: развивать устную речь; научить детей вести правильный диалог на абазинском языке, умению называть свое имя и место жительство.
Диалог:
«Уыхьыз ачIвыйа?» (как тебя зовут)
«Быхьыз ачIвыйа?» (как тебя зовут)
«Уабабзазауа?» (где ты живешь) и т. д.
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Октябрь.
5 неделя. Птицы. «Апссг / ач / вква». Рассматривание иллюстрации.
Форма проведения: Нод (апхьарасах / ат).
Цель: познакомить с зимующими птицами, учить произносить правильно название птиц на абазинском языке. Птицы –аппссаг / ач / ква
Ворона – къанджьа
Картины художников Агачева М., Киблаховой З.
Физминутка Дзамыховой И. В.
Сказки про Хаджу Х / ваджьа йтурых «Х / ваджа ах / дшг / айжьаз». Чтение сказки.
Цель: познакомить детей со сказочным героем Хаджой, учить отвечать на вопрсы на абазинском языке. «Х / ваджьа ах / дшг / айжьаз» «ЦIаракIвыжв сакIвпI» (Я Царакуж) Тугов Владимир.
Ноябрь.
1 неделя. Рассматривание иллюстрации: «Ежик». Асурат алыхра».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: развивать устную речь, учить правильно произносить отдельные слова на абазинском языке.
Еж – пыжвбана
Иголки – амыгъква
Ауыса рдыра «Апыжвбана». Разучивание стихотворения «Ёжик». Апсовой Фатимы.
Ноябрь.
2 неделя. Я – человек. «Сара сг / выч / вг / высп /». Рассматривание иллюстрации. Асурат алыхра.
Форма проведения: Нод (апхьарасах / ат).
Цель: развивать устную речь; научить детей правильно произносить части тела на абазинском языке.
Учим слова:
Человек – г / выч / вг / выс
Голова – хъа
Шея – хъвда
Руки - анап / ква
Туловище –
Ноги – ащап / ква
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Ноябрь.
3 неделя. Рассматривание иллюстрации «Воробьи и петух». Асурат алыхра «Ац / аракви арби».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: развивать устную, правильно поставленную речь, учить различать домашних и диких птиц, правильно произносить слова на абазинском языке, отвечать на поставленные вопросы.
Учим слова:
Воробей – ац / араква
Петух - арыба
Чтение рассказа «Птички и петух» Апсовой Фатимы. Алок / г / апхьара «Ац / искви арби».
Ноябрь.
4 неделя. Знакомство с куклой. Ак / ьанджь х / лабадырит / . Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат). Знакомство с куклой «Т / имой», во что она одета.
Цель: учить элементарным правилам этике, развивать бережное отношение к предметам, учить правильно произносить слова на абазинском языке, отвечать на вопросы и уметь задавать вопросы на абазинском языке.
Учим слова:
Кукла – ак / ьанджь
Платье – ахвтан
Колготки – тлапад
Обувь – амг / а.
Разучивание песенки: «Т / има, Т / има уа».
Ноябрь.
5 неделя. День матери. Ан лымш. Беседа: «Моя мама». Айчважвара: «Сара сан». Форма проведения. НОД (апхьарасах / ат).
Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, ценить и уважать маму.
Учим слова:
Мама – ан
Мамины руки – ан лнап / ква
Я люблю свою маму – сара сан бзи дызбит / .
Разучивание стихотворения. Дзамыховой И. В. «Сан». Вот и осень уходит. Адзын тыц / хит /. Рассматривание иллюстрации. Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: формировать элементарные представления о поздней осени, учить составлять рассказ – описание об осени по картине на абазинском языке. Учим слова:
Осень – адзын
Желтые листья – абыгъь г / важьква
Голые деревья – ац / ла къьат / амзква
Учим отрывок стиха «Золотая осень» Шебзуховой Ларисы. «Адзын хьапщ».
Рассматривание и составление рассказа «В лесу». Турых алац / ара «Абна апны».
Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат)
Цель: научить детей мыслительной речи, рассуждению, воображении. Учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке, составлять из двух трёх слов предложение.
Лес – бна
Дерево – деревья
Медведь – амшв
Лиса – бага
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Декабрь.
1 неделя. «Наступила зима». «Агъны г / аталт».
Асурат алыхра. Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: научить детей называть признаки зимы, учить отвечать на поставленные вопросы на абазинском языке.
Учим слова:
Время года – г / амта
Зима – агъны
Снег – сы
Учим предложения.
Наступила зима - агъны г / аталт / .
Стало холодно – ахьта г / адзат / .
Снегом покрыта вся земля – шашыквта асы адгьыл йыхънаг / ват /.
Метод. материал Дзамыхова И. В.
Декабрь.
2 неделя. Разучивание стихотворения. Ауыса рдырра «Агъны г / айит /». Форма проведения: НОД (апхьарасах / ат).
Цель: продолжаем учить детей с признаками зимы, учить правильно, произносить отдельные слова на абазинском языке.
Учим произносить слова:
Одевает –тшг / аснарг / вычат /
Санки - джьанах Абаза саби литература Батал Късей
Декабрь.
3 неделя. Рассматривание картины «Зимние забавы». Асурат алыхра «Агъны хъвмарщаква». Форма проведения: (апхьарасах / ат).
Цель: развитие навыков устной речи, познакомить детей и зимними играми, продолжать учить правильно, произносить слова и составлять предложения из 2 – 3 слов на абазинском языке.
Учим слова
Снежинка – сыха
Игра – хъвмарща
Кататься – таг / взра
Картинка интернет ресурс. метод. материал Дзамыхова И. В.
Декабрь.
4 неделя. Составление рассказа «Дед мороз». Турых алац / ара «Ахьта дада». Форма проведения: НОД (Апхьарасах / ат).
Цель: учить правильно поставленной устной речи, составлять предложения из 2-3 слов на абазинском языке, перевести слова с абазинского на русский / язык, и с русского на абазинский язык.
Учим слова:
Дед мороз – ахьта дада
Подарки - сог / а
Учим стихотворение Копсергеновой Валентины "Дед мороз".
«Ахьда дада» азбар рдырра. Марамыз.
Декабрь.
5 неделя. "К нам приходит Новый год". "Асквш ш / ыц х / зг / айит / ".
Форма проведения: "Беседа". "Айчвжвара".НОД (апхьарасах / ат).
Цель: познакомить детей с предстоящим праздником, развивать праздничное настроение, продолжаем учить и правильно произносить слова на абазинском языке.
Учим песню «Новый год». Ауарад х / ырдырит / «Асквш ш / ыц» Ажурнал «Шыйач / ва».