Юлия
Профориентационная работа с детьми старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем дошкольном учреждении реализуется городской инновационный проект на тему «Создание интегративной модели социально-педагогической среды с учётом ФГОС ДО посредством педагогического проектирования». Ведущим целевым ориентиром деятельности нашего педагогического коллектива является эффективная социализация дошкольников. Профориентационную работу с воспитанниками мы рассматриваем как одно из направлений социализации личности. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в современный социум.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
(Слайд 3) Метод педагогического проектирования основывается :
- на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
- позволяет усвоить сложный материал воспитанников через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
А основная цель любой проектной деятельности – развитие творческой личности!
(Слайд 4) Осуществляя педагогическую деятельность в старшей группе в рамках городского проекта нами был разработан проект «В мире профессий».
(Слайд 5) Целью данного проекта является создание образовательных условий, направленных на накопление социального опыта старших дошкольников через ознакомление с профессиями.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1. Расширять представления и кругозор детей о мире профессий;
2. Способствовать формированию эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру и проблеме будущего выбора профессии посредством квест - игр;
3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых разных профессий;
4. Способствовать формированию у детей собственного образа -Я через познание себя, своих интересов и склонностей.
5. Воспитывать уважение к труду разных профессий.
Проект носит долгосрочный характер, сроки реализации запланированы с начала октября 2017 по конец марта 2018 года.
Содержание педагогической деятельности ориентировано на всех участников образовательного процесса, что отражено в структурно-модульном плане проекта. Это работа с семьями воспитанников, социумом города Волгодонска и непосредственно работа с детьми.
(Слайд 6) Работа с родителями
Родители осуществляли помощь по оснащению развивающей среды, а также организовали клуб «Встречи с интересными людьми)
• Обогащение предметно-пространственной среды по теме «Профессии»;
• Организация детско-взрослого Клуба «Встречи с интересными людьми»;
• Разработка картотеки по квест - играм;
• Привлечение родителей к участию в квест- играх;
• Досуг на тему «Я и моя профессия»;
• Составление фотоальбома «Профессии мам, профессии пап».
(Слайд 7) Работа с социумом
В рамкакх работы с социумом осуществлялось взаимодействие с учреждениями культуры и здравоохранения:
• Взаимодействие с Библиотекой для детей № 8 им. А. Грина (экскурсия в библиотеку. Знакомство с работой библиотекаря);
• Экскурси:
- на станцию скорой помощи (знакомство с работой врача скорой помощи);
- на почту (знакомство с профессией почтальон);
- в супермаркет (знакомство с профессией продавец-консультант)
• Взаимодействие с МБУ ДО Детская музыкальная школа им. С. В. Рахманинова г. Волгодонска (экскурсия в музыкальную школу (знакомство с работой концертмейстера, преподавателя музыкальной школы); Организация сотрудничества с МУЗ "Стоматологическая поликлиника г. Волгодонска" (встреча с врачом-стоматологом, экскурсия в кабинет стоматолога).
(Слайд 8) Работа с детьми
Работа с детьми по профориентационному направлению проводится в стандартном режиме,так же как и вы осуще6ствляете в своих образовательных учреждениях. Особое внимание хотелось бы уделить игровой деятельности.
• Знакомство с литературными произведениями:
- В. Маяковский «Кем быть?»
- Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
- С. Михалков «А что у вас».
• Разучивание песен, пословиц, поговорок, стихов на тему «Профессии людей»
- Диалоговые беседы по теме проекта.
- Викторины о профессиях.
• Организация сюжетно-ролевых игр «Банк», «Кафе», «Супермаркет», "Поликлиника", "Салон красоты", "Школа", "Музыкальная школа", "Библиотека", "Пожарные", "Полиция", "Скорая помощь", "ДПС".
• организация настольных игр тематики («Денежный поток», «Монополия», «Лунапарк»);
• Театрализованные, подвижные, словесно – логические игры, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры,
• Организация квест- игр:
- «Город мастеров»
- «Путешествие в мир профессий»
(Слайд 9) ФГОС ДО личность ребенка выдвигается на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Нами широко используется педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника.
(Слайд 10) Данная технология призвана сочетать элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками:
1. Четко поставленной целью обучения;
2. Соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В наши дни наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать большое количество участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Все эти формы в рамках проекта существуют и как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с детьми.
Особенно хорошо эти формы сочетаются в квест-технологии, которая набирает популярность, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Использование квестов позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства.
В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.
(Слайд 11) В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка или другое учреждение основными задачами его будут:
• Способствовать всестороннему развитию детей;
• Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач;
• Побуждение к познавательно- исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
• Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС) : социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
• Создание положительного эмоционального настроя.
Выбор сюжета квеста определяется календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о профессиях). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.
(Слайд 12) В план подготовки игры-квест мы включаем следующие обязательные пункты: Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т. д.); Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»; При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска всегда соответстветствует тематике и содержит в себе подсказку-направление для продолжения пути.
Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда группы всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, создаются с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.
Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-6 летних детей. Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке!
(Слайд 13) Виды квест-игры
Квесты по числу участников:
1. Одиночные,
2. Групповые.
По продолжительности:
1. Кратковременные.
2. Долговременные.
По содержанию:
1. Сюжетные.
2. Несюжетные
(Слайд 14) По структуре сюжетов:
1. Линейный – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
По форме проведения:
1. Соревнования.
2. Проекты, исследования, эксперименты.
Задания для квестов.
1. Поиск «сокровищ».
2. Расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности).
3. Помощь героям.
4. Путешествие.
5. Приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
(Слайд 15) Как проходят квесты в детском саду?
Ведущие мероприятия заранее подготавливают местность к игре. Желательно, чтобы дети об этом не знали.
1. Определить цели и задачи
2. Выбрать место проведения игры.
3. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.
4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, ассчитать количество организаторов и помощников.
5. Разработать легенду игры, её формат и правила, написать сценарий (конспект).
6. Подготовить задания, реквизит для игры
(Слайд 16) Так же при подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5-7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Сейчас вашему вниманию мы представляем небольшоё сюжет квест-игры «Путешествие в мир профессий».
Видео
Проект «В мире профессий» продолжает свою реализацию. Но уже сегодня можно отметить позитивные изменения как непосредственно в познавательной, мотивационной активности детей в аспекте профессий, так и в системе партнёрского взаимодействия с родителями.