Марина Федотова
Профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием проектного метода работы с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье представлена актуальность проблемы профориентации на этапе дошкольного детства. Раскрыты возможности технологии педагогического проектирования, а также использование потенциала семьи, как важного фактора социализации дошкольников.
Ключевые слова: профориентация, труд, профессии, профессиональное становление, социальная среда.
Публикация «Профориентация детей старшего дошкольного возраста с использованием проектного метода работы с детьми и родителями» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Профориентация – часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребёнка в социальной среде. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий рассматривается, как неотъемлемое условие их всестороннего развития, полноценного воспитания [3]. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», профессиональная ориентация определяется, как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также, как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости, с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитываются с самого раннего детства. Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания: осуществляют психолого-социальную ориентацию детей; проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности; ребенок через игру знакомится с разными профессиями, развивает трудовые навыки. В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребёнку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй [2].
Профориентация дошкольников – это малоизученное направление работы на современном этапе. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» с дошкольного возраста личности, способной стать в будущем профессионалом своего дела на основе формирования представлений о том, что труд – это почётная обязанность каждого человека живущего в нашем обществе. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы во взаимодействии педагогов и родителей с учётом возрастных возможностей детей.
Одним из действенных способов организации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых в нашей педагогической практике служит проектная деятельность. Долгосрочный проект «В мире профессий» разработан с целью организации ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для г. Челябинска, формирование эмоционально положительного отношения к профессиональному миру. Основным содержанием работы в старшей группе стало знакомство с профессиями родителей и сотрудников детского сада в процессе встреч и экскурсий. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие стороны направляется внимание детей, как организовано наблюдение. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Взрослый, демонстрируя дошкольникам трудовые действия, должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Мы обращаем внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение; рассказываем о тех качествах, которыми должны обладать представители разных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы.
По возращении в группу педагог создаёт условия для отражения опыта и впечатлений в сюжетно-ролевых и дидактических, подвижных играх; может дополнить информацию средствами художественной литературы, организовать игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.
Таким образом, реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников с использованием проектного метода работы с детьми и родителями позволит : ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни; расширить информированность наших воспитанников о профессиях, а также сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечить преемственность в рамках непрерывного образования.
Литература
1. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. - № 1.
2. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.