Галина Семёнова
Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день проблема ранней профориентации актуальна, так как вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира.
Публикация «Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление детей с профессиями основывается в ФГОС дошкольного образования в одном из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.
Детский сад – первая ступень в формировании профессиональных устремлений растущей личности. В нашем детском саду ведется постоянная работа по ознакомлению детей с трудом взрослых и с окружающим миром через сказки, непосредственно образовательную деятельность, общение со взрослыми, через современные педагогические технологии, средства массовой информации узнают о разных профессиях, профессиях сотрудников детского сада, своих родственников, знакомых.
Знакомство детей с профессиями осуществляется по принципу интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными особенностями и возможностями воспитанников. Существует сложность по ознакомлению детей с профессиями в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для наблюдения за ней, чтобы избежать этого, педагоги детского сада активно применяют в своей работе с детьми современные педагогические технологии, помогающие моделировать различные профессиональные ситуаций, которые не возможно наблюдать в стенах детского сада. Дошкольники начинают знакомиться с профессиями взрослых в детском саду, потом в семье, в окружающем мире, пользуются его результатами. Знакомство с профессиями мира взрослых идет поэтапно, в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада, что дает возможность вырабатывать у детей понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.
Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», педагоги нашего детского сада понимают, как важно создавать для детей условия, в которых бы формировалось желания проявить свои способности, а так же трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели. С этого и начинается путь в профессию, закладываются основы таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения и осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой в любой профессии и залогом успеха в будущем, все это реализуется через игровую деятельность, которая является у дошкольников ведущей. Все мы знаем, что детская игра - это первый ориентир в выборе профессии у ребенка. Игра имеет такое же большое значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа или служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего в игре. Игра - отражение жизни. Большинство игр детей отображает труд людей разных профессий.
Для достижения целей и решения задач социально-коммуникативного развития, профориентационных задач, педагоги в группах создают развивающую среду по теме «Профессии», уголки по сюжетно-ролевым играм с профессиональной одеждой людей разных профессий, развивающие игры профессиональной направленности : «Профессии», «Кем быть?», «Доскажи словечко» «Определи по предмету профессию», «Кто что делает?», «Сварим вкусный суп из овощей», «Кому нужны эти предметы» и другие. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, воля, интеллект, воображение, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Активными помощниками в организации сюжетно-ролевых игр являются родители воспитанников, которые готовят атрибуты для игр, шьют костюмы, собирают необходимые предметы и многое другое.
В нашей группе создана тематическая подборка материалов «Все работы хороши, выбирай на вкус», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал. С детьми проводятся индивидуальные беседы: «Какие ты знаешь профессии?». По каждой профессии, ребенку предлагается рассказать какими орудиями труда пользуется человек названной профессии и предлагается объяснить процесс работы данного вида труда. Большое значение в познавательной работе по знакомству с трудом взрослых, их профессиями осуществляется через образовательную деятельность, виртуальные экскурсии, беседы. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений, в ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на прачку. В современных условиях, когда нельзя посещать места массовых скоплений людей, мы приглашали представителей разных профессий в группу и знакомились с их трудовой деятельностью с помощью мультимедийных презентаций. В ходе такой встречи дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессии, наличию большого количества разнообразных инструментов, действиям представителя профессии. Во время общения с поварами, медсестрой, приглашенными гостями: полицейским, парикмахером дети обращали внимание на их форму, рассуждали: парикмахеру, повару форма нужна, чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть его.
Воспитательная функция ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек и мальчиков очень увлекла работа парикмахера, они решили, когда вырастут большими выбрать профессию – парикмахер. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они осмотрели машину, побеседовали о том, зачем нужен жезл, решили охранять порядок на улицах города. В конце беседы и виртуальной экскурсии дети сделали вывод, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества, что труд взрослых заслуживает уважения, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающий мир, пробуждает первое гражданское чувство-чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Дети проявляют любознательность, интерес к чтению художественной литературы о людях труда разных профессий, это пробуждает желание подражать литературным персонажам. Дети сами выбирают произведения для чтения, из имеющейся в группе библиотеки, или приносят из дома. Нами были прочитаны с детьми такие произведения, как: «Ещё мама» А. Платонов, «Айболит» К. Чуковский, «Из воспоминаний сельского ветеринара» Д. Хэрриот, «Пришла беда нечаянно…» О. Повещенко, «Мы, ребята, любим море» Н. Иванова, «Расскажу я вам, ребята…» О. Повещенко, «Чистотой встречает дворник…» В. Талызин, О. Емельянова «Для строителя привычно…», С. Маршак – «Почта», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», и другие. По итогам прочитанных произведений, вместе с детьми обыгрываем понравившиеся сюжеты, организуем настольный театр, пальчиковый, рассматриваем иллюстрации, беседуем о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных с местными условиями, рассматриваем альбомы с фотографиями, работающих взрослых, играем в дидактические игры, закрепляем вид деятельности, орудия труда, специальную одежду, расширяем кругозор, активизируем речь, развиваем логическое мышление, наблюдательность. Так, играя в игру «Кому что?», дети определяли вид деятельности по орудиям труда и профессиональным принадлежностям, например: градусник нужен доктору, чтобы измерить температуру пациента (больного); кастрюля необходима повару, чтобы готовить в ней пищу и т. д. Побуждали детей говорить полными предложениями, формировали навык правильного ответа. Для решения дидактической задачи — знакомство с профессиями взрослых, играли в такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди — дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке — игрушечные — кирпичик, кран, трактор, каску). Дети играют с куклами, которые одеты в одежды людей разных профессий. Играя с ними, делают выводы, анализируют, для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Фартук и колпак повару?». При помощи настольно-печатных игр устанавливали связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?", «Что нужно парикмахеру?", «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Видя пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Родители, рассказывая ребенку о своей профессии, о её значении для общества, прививают своим детям нравственные качества, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Решающим фактором социально-коммуникативного развития ребенка является ранняя профориентация. Важно чтобы ребёнок понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Педагоги детского сада применяют в своей работе с детьми разные образовательные технологии, но метод проектов считают наиболее результативным, т. к. в его основе лежит самостоятельная деятельность дошкольников (исследовательская, познавательная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни. Выбирая направление профориентационного проекта, мы исходили из возрастных особенностей детей своей группы, свидетельствующих о том, что для них свойственен интерес к профессиям своих родителей. Анализ социального портрета семьи показал, что профессии родителей наших воспитанников очень разнообразны.
Мы рассматриваем процесс профориентации как средство адаптации дошкольника к многообразию мира профессий. Это и было положено в основу проекта «Профессии моих родителей», цель которого:
- совершенствование представлений детей о мире профессий на примере профессий родителей, значимости их труда в жизни общества
Цель конкретизирована в задачах:
-расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности
воспитанников;
-обогащать представления детей о профессиях родителей;
-дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных
профессий;
- развивать коммуникативные навыки, любознательность, речь;
-воспитывать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.
На подготовительном этапе обновили развивающую среду. Пополнили центр «Кухня» муляжами овощей, фруктов, столовой посудой, игру «Поликлиника» шприцами, градусником, фонендоскопом. Библиотеку обновили книгами: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа». Оформили альбом «Стихи о профессиях».Познакомились с профессиями, рассматривая в группе картины «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Шофер», «Строители», играли в настольные игры — «Профессии»,«Кем быть?», «Кому что?», пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам, разрезные картинки, лото, домино, разрезные картинки. Дидактические игры «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии». «Угадайте, что я делаю», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
Приступили к реализации проекта. Разработали конспекты ООД по познавательному развитию «Предметы вокруг нас» (помощники повара, по речевому развитию: «Рассказ о профессии продавца», читали Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», К. Чуковского «Айболит» по художественно-эстетическому развитию рисовали «Кем я хочу быть?». Была организована совместная деятельность с детьми: Экскурсия в прачечную, на кухню, проведены беседы о профессиях родителей. Играли в дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?», «Собери картинку из кубиков», «Чудесный мешочек», в сюжетно-ролевые игры: «Столовая», «Парикмахерская», «Больница», отгадывали загадки о профессиях.
Организовали самостоятельную деятельность детей : раскрашивание раскрасок «Профессии», «Овощи-фрукты»; рассматривание картин по теме проекта. Было организовано взаимодействие с семьей: рассказ родителей о своей работе детям; подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях. Организовали встречу с мамой Вари Ивановой, которая рассказала о профессии парикмахера.
На заключительном этапе подготовили презентацию проекта, создали картотеку по теме: «Профессии».
В результате реализации проекта дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы, расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями, узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относиться к ним, обогатился словарный запас детей, совершенствованы коммуникативные навыки. У детей появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же, как у одного из родителей.
Следовательно, можно говорить о том, что эффективность организации профориентации в ДОУ – это есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, результатам, созданным людьми в процессе труда.