Приложение МААМ

Профориентация детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Ватутина Анастасия
Профориентация детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в наш современный мир. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, поэтому необходимо как можно интереснее преподнести информацию о разнообразии в мире профессий. Детское воображение и творчество может делать настоящие чудеса в мире маленького ребёнка. Выбор специальности – ответственный шаг в жизни любого человека и весьма непростой, и порой долгий мотивационный процесс. Особенно это не просто для людей с ограниченными возможностями здоровья.

От продуманного выбора специальности во многом зависит дальнейшая судьба. Выбрать профессию, которая будет интересна – значит найти свое место в жизни. Осмысленно сделанный выбор – это начало пути к становлению, к самореализации, к психологическому и материальному благосостоянию в будущем. С младшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с различными представлениями о некоторых видах трудовой деятельности. С каждым годом расширяя и систематизируя представления детей о мире профессий. Детям, имеющим речевые нарушения, так же необходимо развивать раннюю профориентацию, которая может быть осуществлена в логопедической практике совместно с современными методами и технологиями. Поэтому назрела необходимость в образовательном процессе использовать инновационные технологии с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

Знакомство со специальностями в рамках дошкольного учреждения представляется первой ступенью профориентации ребёнка и последующей эффективной социализации его в обществе. Дошкольный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для педагогического воздействия.

Профессиональная ориентация дошкольников - широкое поле деятельности для воспитателей и специалистов детского сада.

Целью работы по профориентации является расширение познаний о мире специальностей, формирование интереса к выполнению трудовых функций. Соответственно, чем нагляднее, разнообразнее и богаче будет информация для ребенка, тем легче ему будет сделать в будущем выбор.

Погрузиться в мир профессий, расширить общую осведомленность об окружающем мире, активизировать словарный запас детей, сформировать элементарный опыт профессиональных действий в условиях логопедического пункта возможно посредством проведения речевых игр и упражнений, организованных в рамках лексической темы «профессии».

Сложность работы по ознакомлению детей со специальностями заключается в том, что значительная часть трудовых функций недоступна для непосредственного наблюдения, вследствие чего остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому специфика работы учителя – логопеда по реализации задач профориентации должна базироваться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых используем методы и приемы:

словесные;

наглядные;

игровые.

Профориентационная работа основывается на проведении занятий с использованием многофункционального пособия «ПРОФИСТОЛ», которое создает максимально многообразную гамму впечатлений о мире профессий. Значимость этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает их заинтересовать и удержать внимание, разбудить интерес к содержанию образовательной деятельности и процессу обучения в целом. Применение представленного игрового пособия делает процесс усвоения учебного материала детьми увлекательным и повышаетэффективность логопедической работы. Идея перемещаться по цифрам предельно проста, по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети переходят к следующему заданию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников. В конце «профмаршрута», детей ждет сюрприз, что является эффективным методом коррекции поведения, это столь важно в работе с детьми с ОВЗ. Использование сюрпризных моментов на занятии очень значимо для специалиста. «Сюрприз» в переводе с французского означает «неожиданность», «новость», то есть сюрпризный момент - это появление чего-то нового, неожиданного.

Дошкольники с нарушением речи часто отличаются замедленным включением в новый вид деятельности или переключением на другой. Логопеды часто ломают голову, как же увлечь ребёнка новой деятельностью.

Сюрпризы - это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей много эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста.

Перед занятием специалист проговаривает основные правила и нормы поведения детей на занятии, говорит о дисциплине, о сосредоточенность внимания и ее концентрации, прилежности, о правильности выполния заданий, о демонстрировании социально приемлемого поведения, о терпимости друг к другу. Учиться взаимодействовать, уступать, уметь выслушать сверстника и взрослого. В виде вознаграждения используем сладости или монеты. Чтобы вознаграждение оставалось эффективным методом коррекции поведения, следуем несложным правилам при его вручении, проявляем истинную радость при контакте с детьми на уровне глаз.

Многофункциональность, четкость в последовательности пособия выражается в многообразии дидактического материала, которое можно применять в соответствии с поставленной целью.

Работа с данным пособием позволяет классифицировать и систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях.

Цель данного пособия: при помощи наглядных средств содействовать повышению эффективности логопедического воздействия, сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями, развитие навыков коммуникации и взаимодействия. Данное пособие может быть использовано для разных возрастных категорий (от 4 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно (в паре, подгруппой. Задачи, решаемые при использовании данного пособия:

расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме

«Профессии», развитие навыков связной речи;

развитие и совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков в речи;

развитие визуального гнозиса, психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, формирование мелкой моторики.

Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Применение «ПРОФИСТОЛа» делает коррекционный процесс интересным и эффективным. К нему создано достаточное количество игр и игровых упражнений, пособие представляет собой стол и состоит:

Первая область «ПРОФИСТОЛа» - игра «Узнай профессию и лишний предмет».

Цель: Расширять знания детей о профессиях. Задачи: Формировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными предметами труда. Развивать навык рассматривать предметы, выделяя особенности их использования в труде, связывая их качества и свойства с назначением. Воспитывать познавательный интерес к профессии взрослых.

Описание игры: Предложить детям узнать профессию людей по предметам, расположенных на картинке и найти лишний, не относящийся к данной профессии.

Вторая область «ПРОФИСТОЛа» - игра «Определи по предметам профессию».

Цель: Закрепить понимание назначения и функций предметов труда, умение группировать их по способу использования.

Третья область «ПРОФИСТОЛа» - игра «Разрезные картинки».

Цель игры: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей. Сформировать знания детей о работе и функциях специальных служб.

Четвертая область «ПРОФИСТОЛа» - упражнение «Что перепутано?»;

Цель игры: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора. Ход игры: определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.

Заключительная область «ПРОФИСТОЛа»- «Сюрпризный момент».

Пособие «ПРОФИСТОЛ» способствует системно- деятельному подходу, общедоступно и безопасно, помогает работать над формированием всех сторон речи, активизируя закрепление правильного звукопроизношения и формирования связной речи.

Игры и упражнения для детей способствуют не только устранению речевых нарушений, но и формированию внимания, памяти, увеличивают работоспособность, активизируют мыслительные операции. «ПРОФИСТОЛ» можно использовать воспитателями на занятиях по развитию речи. Данный факт очень важен, потому что учитель – логопед может рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе демонстрационного материала при взаимодействии с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.

Следовательно, благодаря использованию в коррекционной работе многофункциональных пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, складывается положительное отношение к обучению.

Игры с данным пособием легко совершенствовать, дополнять, находить новые варианты, используя на свой творческий потенциал и фантазию.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе»Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе» В рамках реализации первой годовой задачи нашего ДОУ «Создание условий для успешной социализации дошкольников через раннюю профориентацию»,.

Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениямиДидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентация детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 12:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профориентация детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Ватутина Анастасия (УИ 1399310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД