Татьяна Якуш
Профилизация одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Якуш Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МАОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа»
«Профилизация одаренных детей»
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,
Чтобы он вырос и дал обильный плод.
Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Профилизация одаренных детей» размещена в разделах
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, т. е. профессионально определиться, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает.
Когда нам предлагают «создать банк одарённых детей», то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, и по физике, и т. д. …
Но бесспорно одно - творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Дети радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Главное заключается в том, что одаренные дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других детей в какой-либо области знаний, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития.
В своем выступлении я остановлюсь на создании системы мероприятий, направленных на выявление интересов и склонностей детей, для успешной профориентации. На развитии способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями предполагаемой выбираемой профессии.
В 2013 году осознанная потребность в повышении качества образования по русскому языку и литературе привела к тому, что развитие детской одаренности стало одним из главных направлений нашего методического объединения в школе.
Мы решили развивать у детей способности к включению в любую практическую деятельность.
Чтобы одаренность развивалась, ребенок должен всегда двигаться вперед, расти, предъявляя свои достижения на более высоком уровне. Отсюда возникла необходимость, опираясь на результаты, наработанные в школе, выйти на уровень района.
Для этого мною и создан проект.
Конкретной целью проекта стало создание более широкого образовательного пространства для поддержки и развития способных детей.
Здесь я пользовалась следующим определением.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Исходя из выше сказанного конкретными целями проекта стали следующие. Прежде всего, создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Главной задачей было - сформировать систему сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений по вопросам работы с одаренными детьми.
На организационном этапе была разработана Программа, на основании которой и проводилась вся работа, опирающаяся на уже апробированные в школе формы и методы работы, направленная на повышение эффективности обучения.
В соответствии с Программой был создан филологический клуб «Развитие». В него вошли 43 ученика школ района, которые получили Удостоверение члена клуба. Потом эта цифра, конечно, не раз менялась. (17 человек из нашей школы). Они участвовали во всех проводимых нами мероприятиях и как организаторы, и как участники.
Если сгруппировать все проведенные мероприятия, то вот по каким направлениям мы работали.
Понимая, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе - одна из форм подготовки к успешной сдаче ЕГЭ, первое направление – участие в олимпиадах различных уровней. Во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку за эти 5 лет приняли участие 179 учащихся, по литературе 64 человека. Ежегодно десятки ребят участвуют в олимпиадах «Олимпус», «Альбус», «Родное слово», в Международной олимпиаде школьников по основам наук, «Русский медвежонок» и др.
Следующее направление - «Исследовательская деятельность учащихся». Цели:
• развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и практической деятельности;
Нашей задачей было организовать самостоятельную работу учащихся и создать условия для проявления их творческих способностей.
Это ежегодная ПРОЕКТНАЯ деятельность, составление и решение ребусов, отгадывание кроссвордов по русскому языку и литературе. Проекты «Неделя русского языка и литературы», Метапредметный проект «Дорогами добра и толерантности» и т. д.
Далее. Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества.
В этом направлении мы проводили различные Интеллектуальные и творческие конкурсы.