Надежда Балякина
Профилактика школьных и дидактогенных неврозов
▼ Скачать + Заказать документы
Для большинства детей поступление в школу становится сложным испытанием. Многое зависит от того, как ребенок справляется с трудностями, какие способы решения проблем, связанных с вхождением в школьную жизнь, выбирает он сам, к сожалению, часто эти проблемы остаются неразрешимыми. А при отсутствии помощи со стороны школьного психолога, педагога, родителей у таких детей и возникают различные формы «школьных неврозов».
Публикация «Профилактика школьных и дидактогенных неврозов» размещена в разделах
Мы рассматриваем «школьный невроз» не в узкомедицинском, а в более широком - психолого-педагогическом - аспекте. Диапазон их проявлений достаточно велик, что затрудняет выделение четких критериев диагностики.
Неврозы - это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе.
Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:
• Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
• Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.
Выявление причин невротизации происходит на этапе диагностики учащегося.
Актуальной и самой эффективной является комплексная диагностика, которая заключается в сборе анамнеза (медицинского, семейного и школьного, а также индивидуальной диагностике развития и сформированности высших психических функций (память, внимание, мышление, речь, восприятие, двигательная сфера) и эмоционально-волевой сферы подопечного.
Основными методиками по волнующему нас вопросу, являются: неоконченные предложения (детский вариант, методика Розенцвейга, Торонтская алекситемическая шкала, Гиссенский опросник тревожных состояний, тест Спилбергера-Ханина, тест Басса-Перри.
Важно отметить, что зачастую, специалисты называют неврозами и другие схожие особенности эмоционального реагирования. В школе, мы чаще сталкиваемся с неврозоподобными состояниями.
Неврозоподобные состояния - это группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования, но не обусловленных психогенными воздействиями.
По данным МКБ 10, это классы F40-F48 (невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства, F90-F98 (Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте).
Работа с особенностями эмоционально-волевой сферы может быть как индивидуальной, так и групповой. В своей практике я использую оба варианта. В групповой деятельности самым оптимальным вариантом является тренинговая форма работа. Занятия направлены на выявление трудных эмоциональных ситуаций в стенах школы, поиск решений и формирования возможных схем реагирования в них. Копинг-стратегии - это поведенческие, эмоциональные и когнитивные стратегии, используемые человеческой личностью для преодоления стресса и совладания с ним.
При активной подготовке выпускников к итоговым экзаменам, мы не всегда помним об истощении организма школьника. Любому человеку необходимо восстановление, как физиологическое, так и эмоциональное. Для того чтобы ребенку было проще на экзаменах, необходимо научить его расслабляться, так как активная мозговая деятельность напрямую связана с эмоциональной готовностью к стрессовым ситуациям. Аутогенная тренировка — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса. (Приложение 1). Техника "Квадратное дыхание" используется для быстрого входа в спокойное состояние. Техника позволяет перейти из любого позитивного или негативного в нейтральное состояние. Помогает успокоиться на важных встречах, перед публичными выступлениями. Убирает мандраж и волнение. Благодаря своей простоте не требует никаких особых навыков. (Приложение 2).
Эмоциональная сфера человека, его воля, самосознание и даже черты характера в результате самовоспитания могут подвергнуться существенным изменениям. А это означает, что практически любой человек при желании и систематических занятиях над собой может научиться успешно преодолевать сложные ситуации, не допускать переутомления и избежать различных заболеваний, связанных с нервной нагрузкой.
Приложение 1.
Текст для АТ (аутогенная тренировка) :
1. Я отдыхаю.
Освобождаюсь от всякого напряжения. Расслабляюсь.
Чувствую себя свободно и легко. Я спокоен. Я спокоен. Я спокоен.
Я ничего не ожидаю.
Освобождаюсь от скованности и напряжения. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю.
2. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы плеча, предплечья. Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев. Расслаблены мышцы левой руки.
Расслаблены мышцы плеча и предплечья.
Расслаблены мышцы кисти левой руки и пальцев.
Обе руки расслаблены.
Они лежат неподвижные и тяжелые.
Чувствую тяжесть в руках.
Приятное тепло проходит по рукам.
Тепло доходит до пальцев.
Тепло пульсирует в кончиках пальцев.
Я спокоен.
Я спокоен.
3. Расслаблены мышцы правой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы бедра и голени. Стопа лежит свободно и расслабленно. Обе ноги расслаблены.
Чувствую тяжесть ног. Я спокоен. Я спокоен.
Приятное тепло ощущаю в ногах. Чувствую тепло в стопе и кончиках пальцев. Мне приятно.
Я освобождаюсь от всякого напряжения. Я свободен от всякого напряжения. Чувствую себя свободно и легко. Я совершенно спокоен. Я спокоен. Я спокоен.
4. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Плечи опущены.
Чувствую тяжесть расслабленного тела. Чувствую приятное тепло во всем теле. Я спокоен.
5. Голова лежит свободно и спокойно (при положении лежа). Голова свободно опущена (при положении сидя). Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разгладился. Веки опущены и мягко сомкнуты. Расслаблены крылья носа. Расслаблены мышцы рта. Губы слегка приоткрыты. Расслаблены мышцы челюстей. Чувствую прохладу на коже лба. Все лицо спокойно, без напряжения. Я спокоен. Я спокоен.
6. Я полностью освободился от напряжения. Все тело расслаблено.
Чувствую себя легко и непринужденно. Дышу свободно и легко. Дышу ровно н спокойно.
Прохладный воздух приятно холодит ноздри. Приятная свежесть вливается в легкие. Я спокоен. Я спокоен.
7. Сердце бьется ровно и спокойно. Сердце бьется ритмично.
Я уже не замечаю его биения. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно. Я отдыхаю.
8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость во всем теле. Чувствую бодрость и свежесть. Открываю глаза.
Хочется встать и действовать.
Я полон сил и бодрости. (Повторить 3 раза).
Приложение 2.
Схема дыхания по квадрату:
1. Сделайте вдох, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».
2. Задержите воздух в себе, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».
3. Сделайте выдох, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».
4. Задержите дыхание, одновременно считая про себя: «тысяча один, тысяча два, тысяча три».
Повторяйте этот цикл на протяжении 3-5 минут. Продолжительность каждого шага - «одной стороны квадрата» может слегка измениться. Она может стать равной 4-х кратному счету, или, возможно, вы почувствуете свой пульс, и вам будет комфортно мерить счет им.
Главное, чтобы продолжительность вдоха, выдоха и пауз была равна между собой, и, определившийся в первые минуты ритм, сохранялся на протяжении всей техники.
Если в процессе выполнения вы почувствуете дискомфорт - измените ритм, сделайте его быстрее или медленнее, таким, который будет для вас наиболее комфортен.