Светлана Глущенко
Профилактика речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время профилактике речевых нарушений уделяется много внимания по причине роста числа детей с патологиями развития. Благодаря своевременным комплексным мероприятиям удается предотвратить и затормозить появление речевой патологии. Одна из важнейших задач профилактической работы- выявление факторов риска, т. е условий, оказывающих неблагоприятное воздействие на общее и психическое развитие ребенка. Они могут быть биологическими, психологическими и социальными.
Темочки:
Первичная профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитии ребенка в первый год жизни и осуществляется в основном системой здравоохранения. Ранняя профилактика должна начинается еще до наступления беременности и в период ее планирования. Очень важно, чтобы родители знали о том, что может отрицательно влиять на здоровье ребенка- инфекционные заболевания матери, ранний токсикоз, медикаментозная интоксикация, нездоровый образ жизни матери, употребление наркотиков, алкоголя, курение. Она должна начинаться в женских консультациях и осуществляться через СМИ, издание брошюр, буклетов.
Во время беременности женщина должна вести правильный образ жизни, избегать физического переутомления, пребывать на свежем воздухе, питаться здоровой едой, высыпаться.
На развитие ребенка и его речи влияет и семейный фактор. Родительская любовь- это мощный источник общего физического и психического развития ребенка, что особенно важно в первый год жизни. Очень важно разговаривать со своим ребенком, развивать мелкую и общую моторику. Забота о физическом и нервно-психическом развитии осуществляется через предупреждение ушибов головы, заболеваний органов слуха, исключения громких окриков, рассказов страшных историй.
В дальнейшем важно создавать в детском саду и в школе условия, охраняющих нервную систему обучающихся от психического травмирования и чрезмерного умственного перенапряжения.
Вторичная профилактика речевых нарушений – это преодоление речевых расстройств и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка, личностных и поведенческих отклонений, а также оказание психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Если рассматривать нарушение звукопроизношения, то вторичная профилактика заключается в преодолении дисграфии и дислексии.
Задачи третичной профилактики заключаются в социально-трудовой адаптации лиц с речевой патологией. Она направлена на обучение и подготовку к труду таких людей. Особое место уделяется нарушениям голоса, так как именно эти расстройства могут ограничить профессиональный выбор. Профилактика нарушений голоса должна начинаться с раннего возраста и включать в себя правила гигиены голоса, их соблюдения. Нужно обучать детей говорить спокойно и тихо, запрещать шум, громкий разговор, крик и визг. Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата необходимо закаливание детского организма.
Таким образом, своевременное проведение профилактических мер способствует снижению речевых нарушений у детей.