Авдеенко Оксана Александровна
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых нарушений, раннее их выявление и устранение – важные факторы полноценного развития ребёнка. К сожалению, не всегда удаётся полностью предупредить возникновение речевых патологий, и в этом случае ставится задача предупредить появление вторичных, третичных речевых нарушений.
Так как многое в развитии ребенка предопределяет наследственность, родителям необходимо серьёзно подойти к вопросу, особенно в случае имеющихся неблагоприятных наследственных факторов. Пристально внимательными нужно быть во время беременности, в процессе родов и в период новорожденности.
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Если говорить непосредственно о профилактике речевых нарушений, то складывается она из таких важных моментов:
- забота о физическом и нервно – психическом здоровье ребёнка и о сохранности его речевых органов,
- забота о правильном речевом развитии ребёнка, создание необходимых социально – бытовых условий.
Важно обеспечить благоприятное речевое окружение – как образец для подражания, поощрять лепет ребёнка, четко, интонировано произносить слова, приучать ребёнка смотреть на собеседника в процессе разговора, заниматься ритмикой, музыкой, пением (для развития дыхания и голоса, а также развивать мелкую моторику.
Однако, важно отметить, что молодые мамы часто не владеют информацией о периодах развития ребёнка раннего возраста, о том, чем овладевает малыш на различных этапах своего развития. С этой целью нами была создана брошюра, позволяющая выявить причины для настороженности в речевом развитии ребёнка :
Возраст ребёнка Причины для беспокойства
1 месяц – 2 месяца Ребёнок не издаёт никаких звуков (писк, фырканье, кряхтение, плач, не проявляет беспокойства при резких и раздражающих звуках, мелодиях или речи. Не совершает движений, не удерживает взгляд на погремушках и лицах близких людей.
3 месяца Ребёнок не гулит, не произносит отрывистые гласные, которые со временем должны становиться длиннее. Не реагирует на речь, не поворачивает голову в сторону источника голоса
4 месяца Малыш не держит головку, не поворачивает её, активно реагируя на звук, яркую игрушку или голос близких родственников. Не заинтересован в разглядывании предметов (особенно - ярких). Отсутствуют улыбка и смех.
5 месяцев Не отличает близких родственников от посторонних людей. Не интересуется звуками, слогами, не произносит простые сочетания «ба», «па», «ма» и т. д. Нет гуления, которое должно плавно перейти в лепет.
6 месяцев Ребёнок не активен двигательно, не играет с игрушками: не стучит ими по поверхностям, не пробует на вкус. Не испытывает чувство страха при контакте с посторонними людьми.
7 месяцев Не реагирует и не понимает, что к нему обращаются близкие. Не распознаёт интонации, не пытаясь реагировать на речь гулением, лепетом.
8 месяцев Не понимает и не выполняет простейшие просьбы: «возьми», «дай». Не может собрать пирамидку, не проявляет интерес к игрушкам, к самостоятельному манипулированию предметами. Отсутствует активный лепет, подражание речи взрослых.
9 месяцев Не повторяет за взрослым разнообразные сочетания звуков, не связывает определённые звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка и т. д.).
10 месяцев Не играет самостоятельно. Не подражает жестам и движениям взрослых. Отсутствует манипуляция с предметами и игрушками. Может наблюдаться беспричинное беспокойство. Не «играет» со звуками. не проявляет интерес к произнесению слов и речи окружающих.
11 месяцев-12 месяцев Отсутствуют осознанные жесты и движения: помахать рукой в знак прощания, обнять, поцеловать, покивать головой. Не выполняет простые просьбы. Не откликается на своё имя. не понимает и не реагирует на разговор о себе и окружающих вещах. Не произносит слоги, слова, звукоподражания.
В наше время, насыщенное компьютерами и планшетами, мало внимания уделяется чтению художественной литературы, в которой ребёнок нуждается с самого раннего возраста. Мы предлагаем перечень литературы, входящей в круг чтения детей от рождения до 1 года:
Возраст ребёнка Название и автор произведения Посыл малыша
1 месяц «Баю-баюшки-баю» «Я родился!»
2 месяца «Водичка-водичка» «Я умею!»
3 месяца «Коза рогатая» «Посмеёмся вместе!»
4 месяца «Гуси-гуси» «Мои первые звуки»
5 месяцев «Заинька, выйди в сад…» «Я вас знаю!»
6 месяцев «Гуси, вы, гуси…» «Мой лепет»
7 месяцев «Ладушки-ладушки»,
«Еду, еду, к бабе, к деду!» «Ладушки!»
8 месяцев «Ой ду-ду…»,
«Бубенчики- бубенчики»,
Козлов С. «Я на солнышке лежу»;
«Курочка-Ряба» «Меня интересует музыка!»
9 месяцев «Кисонька - Мурысонька»,
Барто А. «Игрушки»,
Благинина Е. «Стихи для детей»;
«Репка», «Колобок» (русские народные сказки);
Яснов М. «Считалка с фамилиями» «Я знаю своё имя»
10 месяцев «Сорока-белобока»;
Мориц Ю. «Ёжик резиновый», «Сказка про песенку»;
Степанов В. «Как живете? Что жуете?» ;
«Теремок», «Волк и семеро козлят» (рус. нар. ск) «Слово «нельзя!»
11 месяцев «Петушок, петушок…»;
Майер Н. «Лесные смешинки»;
Маршак С. «Детки в клетке»;
Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»;
Токмакова И. «Крошка Вилли-Винки», «Гном», «Усни-трава»;
«Три поросёнка» (англ. ск.) «Спросите меня!»
12 месяцев Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»;
«Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского;
Сутеев В. «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок», «Мышонок и карандаш», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок»;
Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»;
Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе» «Мои первые слова»
Как же читать эти произведения? Общие рекомендации:
• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение и отложите ее на денек.
В заключение отметим, что профилактика речевых расстройств, их своевременное обнаружение и коррекция – залог развития всесторонне развитого ребёнка!