Шляндина Маргарита
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
В мире всё имеет свою причину и последствия. И образованный человек, понимая причины неблагоприятных последствий, будет стараться их избегать и предупреждать. Сегодня мы поговорим о профилактике речевых нарушений.
Профилактика – это система мер по предупреждению речевых нарушений. Это одна из главных задач образовательного учреждения и важное направление логопедической работы.
Диагностика и коррекция речи особенно актуальна в работе с младшими дошкольниками. Как показывает практика, с каждым годом число практически неговорящих детей возрастает.
Причины этого явления неоднозначны:
Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах
1. Патогенные факторы раннего периода развития.
Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом работать на его речевую и иную патологию. Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей. В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:
• травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;
• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
• недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
• применение некоторых лекарственных средств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (например, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца и т. п.);
• дефекты речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.
Часть из названных неблагоприятных факторов может приводить к органическому повреждению речевого аппарата ребенка в его центральном или периферическом отделах, а часть – лишь к нарушению его нормального функционирования.
2. Органические причины.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить
• нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода,
• некоторые виды механической помощи при родах,
• состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п.
3. Функциональные причины.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать
• разного рода стрессовые ситуации,
• частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом,
• неправильные приемы перевоспитания левшей (сама целесообразность такого перевоспитания теперь большинством специалистов отрицается,
• неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.
4. Социальные причины как разновидность функциональных.
Неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение может явиться непосредственной причиной появления у ребенка речевых расстройств, которые ребенок приобретает исключительно по вине окружающих его взрослых.
• Неблагоприятное влияние на формирование речи ребенка оказывает также быстрая, неряшливая, сбивчивая речь окружающих его людей. Попробуй в этих условиях «рассмотреть» и расслышать, как произносятся те или иные звуки, попробуй уловить звукослоговую структуру сложных слов, их окончания и т. п.
• В тех случаях, когда речь наиболее часто общающихся с ребенком взрослых бедна по содержанию и неправильна по грамматическому оформлению (бедный словарный запас, неправильное согласование слов между собой, ребенку не остается ничего другого, как усвоить предлагаемый ему усеченный образец.
• Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие».
• Особенно неразумным представляются «сюсюкание» с детьми.
• Тормозит речевое развитие длительное бесконтрольное пребывание перед телевизором и компьютером. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимая информацию (хорошо, если положительную, сам не участвует в игре, не может задать вопрос – он молчит. Чем больше он так «общается» с телевизором, тем больше он молчит, тем более тормозится его речевая активность.
Особенно плохое воздействие оказывает такое «общество» на детей до четырех лет.
Профилактика нарушений речи, также как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. Это так называемая первичная профилактика, при успешном проведении которой речевое расстройство вообще не возникнет.
Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном из таких двух моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.
2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий. Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
• обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
• поощрение лепета ребенка мимикой радости;
• воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
• медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно приступить к овладению речью;
• отчетливое правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
• приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
• систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться понимать его с полуслова и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками;
• полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
• занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
• развитие мелкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Забота о правильном речевом развитии ребенка включает и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Однако иногда не удается полностью предупредить появление речевой патологии, и в этих случаях приходится говорить о вторичной профилактике. Ее задача сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.
На этот вид профилактики хотелось бы обратить особое внимание родителей - необходимо приложить все усилия к тому, чтобы своевременно исправить положение дел и уж во всяком случае, его не усугубить.
В подобных случаях прежде всего не нужно думать о том, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем не заменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок. Если же эти условия оставляют желать лучшего, то на компенсацию рассчитывать не приходится, скорее наоборот – уже имеющиеся отклонения в развитии могут еще больше усугубиться.
Таким образом, если у мамы не все благополучно обстояло с протеканием беременности, родов или самого раннего периода развития ребенка, то нужно приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить возможно более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка.
Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации их функций.
В подавляющем большинстве случаев все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имевшихся вредных воздействий на весь ход дальнейшего речевого развития ребенка.
Как отмечалось ранее, речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая работа в формировании правильной речи принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии.
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Работа воспитателя по формированию звуковой стороны речи включает в себя несколько этапов:
• Подготовительный
• Этап появления звука
• Этап усвоения и автоматизации звука (правильное произношение звука в связной речи)
Хотелось бы отдельно остановиться на двух первых этапах речевой работы. Они включают в себя:
• развитие слухового внимания детей;
• развитие мелкой моторики рук у детей;
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию.
Зачастую данным этапам работы не уделяется достаточно времени. В результате такой поспешности дети оказываются неподготовленными к последовательной целенаправленной речевой работе, что может послужить толчком к появлению дефектов речевого развития.
В детском саду необходимо широко использовать различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речью. Должна быть представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
Однако, дети при проведении пальчиковых игр коллективно выполняют движения неточно, не осознают отдельные положения пальцев, отвлекающим моментом является и речевое сопровождение игры. В связи с этим представляется целесообразным наряду с использованием пальчиковых игр, ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.
Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения.
Зачастую данный вид речевой деятельности проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и скороговорок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляционного аппарата при данном звуке с проговариванием чистоговорок. При этом проговаривание воспитателя должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно ознакомление детей со звуками речи с выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
С целью создания эффективных условий для правильного развития речи, важна организация взаимодействия различных специалистов детского сада: воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального работника и, конечно, родителей.
В заключении хочется перефразировать высказывание: «Воспитатели - не волшебники, но их мастерство и умения творят чудеса». Надеюсь, что их усилия и старания не пропадут даром. А воспитанники будут блистать не только умом и талантом, но и красноречием.