овнаБыстрова Юлия Александр
Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Глаза являются одним из самых основных источников информации. Хорошее зрение дает нам способность получать визуальную информацию, но и самоощущение человека. Видеть красоту окружающего мира, возможность различать его детали, благотворно влияют на общий эмоциональный фон, повышают настроение. Хорошее зрение необходимо для любой сферы деятельности. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Публикация «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
К сожалению статистика, неумолима, по данным Минздрава РФ, сегодня свыше миллиона детей России страдают от расстройства зрения, количество детей с каждым годом увеличивается – и это более чем достаточная причина для повышенного внимания специалистов-офтальмологов к диагностированию и профилактике зрительных расстройств в раннем возрасте.
С первых дней жизни ребенка, родителям желательно посетить врача офтальмолога, это позволит предупредить или предотвратить различные заболевания, такие как косоглазие, астигматизм и другие нарушения. А это как следствие может повлечь за собой проблемы формирования памяти, речи, воображения, что в свою очередь негативно повлияет на развитие ребенка. Проводя время в детском саду, занимаясь различными видами деятельности (лепка, рисование, математика и тд.) ребенок познает мир, не без участия зрения. При этом голова ребенка находится в склоненном состоянии, особенно выраженном в при неправильной осанке негативно сказывается на детское зрение. Большой вред детскому здоровью наносят компьютерные технологии (игры в сощ. сетях) длительный просмотр телепередач, смотря на экран, мы реже моргаем, глаза испытывают напряжение. Как же помочь формующемуся детскому организму противостоять негативному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения?
Наша медицина не стоит на месте, как и наша жизнь. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней ученными офтальмологами разработана специальная гимнастика — офтальмотренаж.
Основной задачей которого является снятие мышечного напряжения с глаз. Развивать периферийное зрение, навыки пространственной ориентации. Такую форму работы можно использовать как элемент занятия: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ребенка, выполняет профилактическую функцию.
В работе с дошкольниками мы используем офтальмотренажеры, которые снимают мышечное напряжение с глаз и являются профилактикой нарушения зрения и самое главное - это интересно детям. Сюжетные или графические офтальмотренажеры можно выполнить в виде плакатов или сделать панно. Плакаты размещаются выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте. Толщина линий примерно 1 см. Детям предлагается «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать». Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные линии разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные. Вначале детям сложно самостоятельно проделать данные манипуляции, поэтому можно проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Прежде чем начать упражнения детям предлагается занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох. После чего зафиксировать взор на точке или символе, затем проследить дорожку глазами (голова при этом неподвижна) упражнение повторяется 5 - 6 р.
Для детей младших групп можно предложить игровые сюжеты: «Едем в гости по дорожкам», «Путешествие в страну сказок» и т. д. Использовать тренажеры можно и как часть игровых упражнений, направленный на закрепление материала: например, на занятиях по математике можно использовать схемы с геометрическими фигурами (овал, ромб, трапеция и т. д.) С детьми старших групп, можно поупражняться в решении примеров или закрепить счет.
В работе с детьми мы используем разные виды упражнений. За основу взяты комплексы зрительной гимнастики авторских методик Э. С. Аветисова,Г. Г. Демирчогляна, В. Ф. Базарного и др.
Очень ярко и интересно проходят занятия с использованием икт. Часто педагоги используют презентации в своим тематическим занятиям, как элемент занятия педагоги могут использовать офтальмотренажор для снятия глазного напряжения. Например, на занятия по окружающему миру использовать картинки по временам года. Яркие и перемещающиеся предметы использовать как игровой элемент занятия по математике: на развитие внимания, ориентировки или закрепление счета, что способствует лучшему усвоению материала и снятию зрительного напряжения. Зрительную гимнастику проводим не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер, сюрпризные моменты, стихи и т. д.
Для малышей можно использовать упражнения со зрительными стимулами (предметами). На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Перемещая указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный ориентир находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей.
Так же мы проводим работу с родителями, ведь ребенок не все время проводит в детском саду. Очень важно распределить деятельность ребенка в вечернее время, не перегружая просмотром телепередач. Если ребенок занимается за столом особое внимание уделить освещению и осанке. Мы используем разные формы работы с родителями: открытые занятия, в течение года проводятся консультации в рамках родительских собраний.
«Как сохранить зрение», буклеты «Берегите зрение детей», «Веселая неделька- гимнастика для глаз», в раздевалках расположены информационные листы «Как сохранить зрение», «Профилактика нарушения зрения у детей». Что в свою очередь повышает уровень компетентности родителей, уменьшает риск нарушения зрения.