Гришаева Нина Ивановна
Профилактика нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Гришаева Нина Ивановна
Профилактика складывается из двух основных моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка
и сохранности его речевых органов:
- предупреждение ушибов в области головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);
- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;
- охрана артикуляторных органов:
Публикация «Профилактика нарушения речи» размещена в разделах
а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца;
в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;
г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 - 5 лет)
д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;
е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).
2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:
- обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;
- как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;
- отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;
- создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно, развитие тонкой ручной моторики.
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление - произнесение гласных звуков, близких к а,ы,у. Это этап активной подготовки аппарата к произношению звуков.
7-9 мес. Ребенок произносит серию одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д.
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к 5-ти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Будьте внимательны! Признаки речевого нарушения очевидны, если:
- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
- К концу 9-го месяца у него нет лепета, он не может повторить за взрослым различные звукосочетания и слоги.
- К году ребенок не может произнести ни слова, не выполняет простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу поведения.
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- К 2 годам не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
- К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь», а
посоветуйтесь с профессионалами. Логопед даст свое заключение: дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия и т. д. Чаще всего родителей пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи. Обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата)
Нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами речевого аппарата. При заикании наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ
- Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контакта с заикающимися.
-Отрицательно сказывается на состоянии речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.
- Следите за ребенком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
- Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружайте ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
- Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
- Не читайте страшные сказки на ночь. Не запугивайте ребенка бабой-ягой, лешим и другими сказочными персонажами.
- Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле
Дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата)
Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение называется дислалией. Это нарушение исправляется в условиях поликлиники и не является тяжелым нарушением речи.
Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата)
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой.
При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка нечеткая, смазанная, наблюдаются нарушения голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Звуки у такого ребенка ставятся долго и с трудом автоматизируются в речи.
Ринолалия
Нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата: расщепление твердого и мягкого неба, врожденные расщелины губы, неба, паралич мягкого неба, травмы ротовой и носовой полости, разращения в носу (аденоиды, полипы).
Алалия
Полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленноенедоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существует 2 вида подобного нарушения : моторная алалия, при которой ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии у детей нарушается восприятие о понимание чужой речи. Часто наблюдаются эхолалии – автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш ребенок:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- в отличие от слабослышащего ребенка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
- Педагогическая запущенность
- Негативные факторы во время беременности и родов: токсикоз, инфекционные заболевания и интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, преждевременные или затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствии нарушения дыхания). Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга, до, во время и после родов. Такие дети находятся в группе риска по нарушению речи, поэтому родителям необходимо наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача- невролога.
- Частые болезни, травмы, инфекции, аллергии в раннем периоде развития ребенка (до 3 лет).
- Наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, заним ался в детстве с логопедом.
Профилактика складывается из двух основных моментов:
1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка
и сохранности его речевых органов:
- предупреждение ушибов в области головы;
- предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (прививки, исключение контактов с больными);
- охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, долечивание ушных заболеваний;
- охрана артикуляторных органов:
а) предупреждение лечения рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца;
в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;
г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позже 4 - 5 лет)
д) охрана голосового аппарата от простуды, голосовой перегрузки;
е) охрана нервной системы ребенка (исключение страшных рассказов, запугиваний, громких окриков).
2. Забота о правильном речевом развитии ребенка:
- обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания;
- как можно больше разговаривать с ребенком во время всех видов деятельности, начиная с первых дней его жизни, избегая «сюсюкания»;
- отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;
- создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить просьбу словесно;
- говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка;
- задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
- не говорите дома громко, торопливо, раздражённым тоном, иначе речь ребёнка будет такой же.
Игры для профилактики речевых нарушений
- игры на развитие мелкой моторики;
- артикуляционная гимнастика;
- игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Важно помнить, что основная деятельность дошкольников – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Литература для родителей.
1. Краузе Е. Н. Логопедия. - СПб., 2003. 208 с.
2. Мальцева М. А., Костыгина В. Н. Мой логопедический альбом – Ярославль., 2003. 48 с.
3. Седых Н. А. Воспитание правильной речи у детей : Практическая логопедия.
4. Даниличева Е. Сергеева М. Веселая поляна "Л" : Занимательная логопедия
5. Лопухина И. Логопедия - Звуки, буквы, слова.
6. Руденко В. И. 18. Логопедия: Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей.
7. Зуева Л. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. В 4 альбомах. Альбом 3.
8. Стихи для развития речи. Для детей 4-6 лет : Пособие по логопедии для детей и родителей. Крупенчук О. И.
9. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. Агранович З. Е.
10. Логопедическая гимнастика. Буденная Т. В.
11. Звуки на все руки. Пятьдесят логопедических игр. Гадасина Л. Я. Ивановская О. Г.
12. Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду? Грибова О. Е.
13. Уроки логопедии. Репина З. А. Буйко В. И.
14. Буду чисто говорить: Логопедическое пособие в стихах. Синицина И. Ю.