Виктория Дзюба
Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата. Игры и упражнения в «сухом бассейне»
▼ Скачать + Заказать документы
Сухой бассейн может служить средством для развития и коррекции нарушений дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых. В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики для сухого бассейна служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в нем. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями.
Публикация «Профилактика нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата, Игры и упражнения в „сухом бассейне“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорные коробки и сухой бассейн
- Темочки
К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
Игры и занятия в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.
Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка в целом, игры в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине
1. Потянуться, пока не появится чувство напряжения в мышцах, удерживать такое положение 10-15 секунд, расслабиться и отдохнуть.
2. Приподнимать голову и плечи, напрягая мышцы спины и живота.
3. Подтянуть колено к груди, захватив его руками, удерживать положение 15-20 секунд, повторить упражнение для другой ноги.
4. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, отталкивая шарики ногами.
5. Поглаживать шарики руками, разводя их в стороны.
6. Сгребать шарики руками на себя («закопаться»).
Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
1. Опустить руки на дно бассейна и достать шарики.
2. Разведение и сведение рук в стороны и вместе (как при плавании, поглаживая шарики.
3. Приподнять руки вверх, посмотреть вперед, опустить.
4. Движения руками, как при плавании, отгребая шарики от себя, затем выполняя обратное движение к себе.
5. Повороты на бок, на спину, в обратном порядке.
Упражнения, выполняемые в положении стоя
1. Ходьба по шарикам в сухом бассейне.
2. Перемещение в бассейне с помощью рук и ног.
3. Перешагивание через бортик бассейна, держась за него руками.
Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне» :
- занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально;
- обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес;
- игры и упражнения следует подбирать с учетом возможностей малыша;
- продолжительность занятия — 15-20 минут, частота — раз в неделю.
Игры и упражнения в таком бассейне дают прекрасный оздоровительный и профилактический эффект.
Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела вовсе без массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.
Для более продуктивного массажа предлагаем следующие упражнения :
«ВОРОНКИ»
Цель: массаж и развитие координации верхних конечностей. И. п. : дети стоят на коленях вокруг бассейна :
- опускают в бассейн правую руку и делают вращательные движения, затем те же движения повторяют левой рукой;
- опускают обе руки в бассейн и одновременно делают вращательные движения: а) встречные,
- расходящиеся, в) в правую сторону, г) в левую сторону.
«НЫРЯЕМ»
Цель: массаж шейных мышц.
И. п. : ноги на полу перед бассейном, руки в упоре в бассейне :
- достаем головой до бассейна.
«ПЕРЕКАТЫ»
Цель: массаж и координация работы позвоночника.
И. п. : ребенок лежит на бортике бассейна, руки вытянуты:
- малыш скатывается с бортика в горизонтальном положении и перекатами добирается до противоположного бортика.
«НЕ ЗАМОЧИ РУК»
Цель: развитие динамической и статической координации.
И. п. : обычная стойка в бассейне : - разное положение рук: а) на голове, б) за головой, в) за спиной, г) согнуты в локтевых суставах и обхвачены ладошками; - ребенок проходит из одного угла бассейна в другой, обходит бассейн по кругу.
«РАЗВЕДЧИК»
Цель: массаж всего тела и развитие общей подвижности. Малыш ложится на шарики и начинает подражать различным приемам настоящего разведчика: ползет по-пластунски, на четвереньках, ныряет, скрываясь от погони и так далее.
«ХИТРЫЙ КОТЕНОК»
Цель: массаж всего тела и развитие общей подвижности. Передвигаясь по бассейну на четвереньках и время от времени прячась под шариками, ребенок старается копировать движения котенка.
«ЧАСИКИ»
Цель: укрепление мышц ног и развитие опорной способности рук. Ребенок сидит в центре бассейна, руки в упоре на дне, ноги вытянуты вперед. Начинаем изображать часики: одна нога, как стрелочка, отводится в сторону, вторую приставляем, одновременно поворачивая корпус – и так далее по кругу.
«РАССЛАБЛЕНИЕ»
Цель: расслабление всех мышц, снятие эмоционального напряжения, регуляция дыхания. Ребенок лежит в бассейне на спине. Попросите его сначала потянуться и напрячь все мышцы, а затем (через 10-15 секунд) расслабиться и почувствовать, что тело стало легким, как перышко.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Цель: развитие ловкости рук и цветовосприятия. Дети стараются одновременно удержать в руках как можно больше шариков. Для усложнения задания можно предложить детям набирать шарики только определенного цвета.
«ШАЛОВЛИВЫЕ НОЖКИ».
Цель: массаж и укрепление мышц ног. Дети сидят на бортике бассейна. По сигналу воспитателя они опускают ноги в «воду» и начинают ими весело болтать.
«ПОЗДОРОВАЙСЯ».
Цель: развитие тактильных ощущений. В эту игру нужно играть в компании маленьких друзей, поэтому она хорошо подойдет для занятий в детском саду. Дети сидят в бассейне по плечи в шариках, ведущий произносит имена парами и названные ребята под «водой» пожимают руки.
«ДОСТАНЬ СО ДНА».
Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Спрячьте на дне бассейна несколько предметов и предложите детям их найти. Начните с крупных знакомых вещей, а если хотите усложнить задание, выбирайте предметы помельче.
«КТО БОЛЬШЕ?»
Цель: развитие ловкости рук и цветовосприятия. Дети стараются одновременно удержать в руках как можно больше шариков. Для усложнения задания можно предложить детям набирать шарики только определенного цвета.
«ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Цель: укрепление мышц спины.
И. п. - ребёнок лежит на животе (второй вариант – на спине).
- руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения руками и ногами – как будто плывёт.
«ДЕЛЬФИН»
Цель: развитие динамической координации.
И. п. – ребёнок лежит на животе.
- руки прижаты вдоль тела, голова приподнята. Малыш шевелится, отгребая шарики от себя ногами («хвостом», затем выполняются движения ногами к себе.
«ЛЯГУШКА»
Цель: укрепление мышц спины, рук.
И. п. – стоя в углу бассейна, - по команде быстро перебежать в противоположный угол, стараясь не упасть. Руки держать в разных положениях.
«СТРЕЛКИ»
Цель: развитие динамической координации.
И. п. – стоя в углу бассейна, - по команде быстро перебежать в противоположный угол, стараясь не упасть. Руки держать в разных положениях.
«ВЕЛОСИПЕДЫ»
Цель: массаж подошв стоп и икроножных мышц.
И. п. – сиди спиной к бортику, прямые руки в стороны на бортике, ноги вместе вытянуты вперёд, - работать ногами, как на велосипеде, стараясь разогнат