Кристина Дворянчикова
Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте
У взрослого человека процессы чтения и письма автоматизированы. У ребенка же на начальном этапе чтение состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания и припоминания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и, наконец, воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы.
Публикация «Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Часто у детей возникают различные проблемы, связанные с освоением письменной речи. Проблемы нарушений письма и чтения – одни из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством дальнейшего получения знаний учащимися.
Дисграфия – это частичные трудности в овладении письмом.
Дислексия – это частичное нарушение формирования навыка чтения.
Распространенные ошибки при чтении :
- вставка в слова добавочных звуков,
пропуск отдельных букв и слогов,
замена слов одного другим,
перестановка букв, слогов,
повторение слов,
добавление слов,
пропуск слов.
Ошибки на письме :
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит, например, «сапка» вместо шапка, путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам (например, Б-П; В-Ф; С-Ш; З-Ж; Ч-Щ; Ч-ТЬ; Р-Л, Й-ЛЬ; О-У, Ё–Ю и т. д., пишет «тубло» вместо «дупло», может неверно обозначать мягкость согласных на письме : «писмо», «лубит», «больит» и т. д. ;
ребенок пропускает нужные буквы, пишет несколько слов слитно;
пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши, «снк» (санки);
переставляет местами буквы и (или) слоги, например, «довр» (двор);
не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики);
вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь);
слитно пишет предлоги, раздельно — приставки («настоле», «на ступила») и т. д. ;
пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Как же помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма?
Конечно же, прежде всего, необходимо исправить звукопроизношение. Дети часто не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.
Очень важны игры для развития навыка звукового анализа слова
«Какой первый звук в слове?»
«Какой последний звук в слове?»
«Сколько звуков в слове?»
«Где спрятался звук?» (в начале, середине, конце слова)«Цепочка слов»
«Подбери слова со звуком …» и т. п.
Чтобы совершенствовать стилистику речи ребенка, а также грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним, обращать внимание на окончания слов, предлагать ему варианты слов для выбора, стимулируя развитие языкового чутья.
Подготовкой к правильному письму служит развитие пространственно-временных представлений ребенка: справа-слева, наверху-внизу, ориентация во временах года, времени