КИЕНКО ОЛЕСЯ
Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада
▼ Скачать
В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании плана мероприятий направленных на укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников. Нарушения осанки – это отклонение от нормальной осанки, и эти отклонения служат сигналом о вероятности в будущем возникновения остеохондрозом, патологических искривлений позвоночника, заболеваний внутренних органов. Нарушения осанки наносят значительный вред здоровью ребенка, поэтому они требую к себе особого внимания.
Публикация «Профилактика и укрепление осанки дошкольника в условиях детского сада» размещена в разделах
В Законе «Об образовании» указывается, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что воспитание ребенка дошкольного возраста должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии.
Таким образом, укрепления физического здоровья ребенка одна из задач педагогического процесса, а это значит систематическое укрепления здоровая ребенка.
Чаше всего дефекты осанки формируются в период первого ростового скачка в дошкольном возрасте. Но у дошкольников в силу физиологических особенностей организма они выражены нередко, расплывчато. И здесь нужно быть внимательным не упустить мамонта, когда ребенку необходимо оказать
своевременную помощь.
Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
Воспитателю для проведения индивидуальной работы с детьми необходимо знать, как проверить осанку ребенка. Чтобы проверить осанку надо подойти к стене, прижать к ней обе лопатки, затылок, ягодицы, икры и пятки. Положить одну руку на шейный изгиб, а другую - на поясничный изгиб позвоночника. Расстояние между изгибом позвоночника и стеной должно быть равно ширине ладони. Почти все специалисты наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки считают физические упражнения. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению.
Важно выработать у детей привычку сидеть с прямой спиной. Такая задача имеет решение лишь при одном условии: ребенку должно быть удобно. Для этого высота мебели должна соответствовать росту ребенка. Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения коленного сустава, высота столешницы - на 1-2 см выше уровня локтевого отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка. Важно соблюдать отрицательную дистанцию сидения, когда сиденье стула частично заходит под поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно использовать подставку. Если в силу внешних или внутренних причин у ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула устанавливают подставку, скошенную под углом 15 градусов. На столешницу и под стопы устанавливают подставки, скошенные под углом 10 градусов. Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника, сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать перенапряжения зрения, вследствие сокращения расстояния от глаз до поверхности стола.
Встречаются следующие виды нарушения осанки:
1. Вялая осанка
2. Сутулая спина
3. Кругловогнутая спина (лордоз)
4. Сколиоз
1. Неустойчивая, неряшливая осанка у детей дошкольного возраста называется вялой. Это еще несформировавшейся и не закрепившейся дефект осанки. Если ребенок примет позу правильной осанки, то позвоночник полностью будет в правильной форме. Но в расслабленном состоянии осанка снова становиться вялой. Зачастую именно вялая осанка является первым признаком начинающегося дефекта осанки. Основная причина такой осанки – это слабая его мускулатура. Ребенок с вялой осанкой тяжело переносит длительное нахождения в статической позе, все время пытается изменить положения тела.
2. Сутулая спина образуется за счет увеличения грудного изгиба позвоночника выпуклостью назад. Причем вершина этой выпуклости расположена в верхней части грудного позвоночника. Также характерно уменьшение поясничного изгиба позвоночника выпуклостью вперед.
3. Искривление позвоночника за счет чрезмерного изгиба его поясничной области выпуклостью вперед. Довольно часто сочетается с другими искривлениями.
4. Под сколиозом подразумевают искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть в левую или правую сторону. Нарушения осанки в виде появления боковых изгибов позвоночника наиболее часто развиваются у детей дошкольного возраста
Детский позвоночник наиболее подвержен искривлениям вследствие неправильной осанки, поскольку он довольно мягкий по причине высокого содержания хрящевой ткани, по этой причине развитие тех или иных нарушений опорно-двигательного аппарата можно приостановить. Так, успешная профилактика и коррекция нарушений осанки, возможны, если выполнять комплексные физические упражнения.
Рассмотрим упражнения общеукрепляющей гимнастики для позвоночника для дошкольников.
Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной стенки.
1. И. п стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками; 1-2 – поднять руки через стороны вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2. И. П. – основная стойка у стены; 1-2 – подняться на носки, руки вперед; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
3. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны; 3-4 – опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.
4. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
5. И. п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, касаясь стены затылком, пятками, спиной и ягодицами; 1-2 – наклон вправо; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.
6. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.
7. И. п. – основная стойка у стены; 1-2 – поднять правую (левую) ногу, согнутую в колене, и захватить руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и. п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.
Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:
1. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, руки на поясе; 3-4 – опускаясь на пятки, вернуться в и. п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
2. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; ходьба на носках, руки в стороны, удерживая на голове мешочек (10-15 с). Повторить 2 раза с интервалом в 1-2 мин.
3. И. п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик; 1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
4. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-2 – подняться на носки, повернуть туловище вправо (влево, руки в стороны; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
5. И. п. – основная стойка с резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны (не уронить предмет); 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
6. И. п. – основная стойка с мешочком на голове; 1-4 – два приставных шага на носках вправо; 5-8 – два приставных шага на носках влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.
7. И. п. – основная стойка с деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической скамейке, руки на поясе. Повторить в медленном темпе 1-2 раза с интервалами 1,5-2 минуты.
Упражнения для коррекции сутулости.
1. И. п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
2. И. п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.
3. И. п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – наклон вперед, руки в стороны, прогнуться в пояснице; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.
4. И. п. – стойка на коленях, руки вниз; 1-3 – наклон назад, прогибаясь в спине, руки вверх в стороны; 4 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.
5. И. п. – стойка на коленях, руки на поясе; 1-4 – глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки в стороны; 5-6 – фиксировать положение спины; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.
6. И. п. – лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 – прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом 1-2 мин.
7. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе; 1-2 – медленно поднимая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 мин.
8. И. п. – лежа на спине, руки, согнутые в локтях, находятся на груди; 1-2 – опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника с упором головой; 3-6 – фиксировать положение спины; 7-8 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза с интервалами 1-2 мин.
9. И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях с гимнастической палкой у подбородка; 1-2 – вытягивая руки с гимнастической палкой вперед, поднять голову вверх-назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.
10. И. п. – лежа на животе, руки в стороны ладонями на полу, пятки вместе; 1-2 – поднять руки, прогнуться в пояснице; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
11. И. п. – стоя на коленях, руки с резиновым мячом внизу; 1-2 – наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
12. И. п. – лежа на животе, руки с гимнастической палкой вытянуты вперед; 1-2 – приподнять палку, оторвав ее от пола, прогнуться в пояснице, отрывая плечи, грудь и ноги от пола; 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
Упражнения для укрепления мышечного корсета.
Для мышц спины, ИП — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.
1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.
2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, и стороны, к плечам.
3. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.
Следует так же помнить, что для уменьшения опасности прогрессирования искривлений осанки ребенка, большое значение имеют плавание, закаливание и витаминизированное, богатое белками питание.