Лидия Дурягина
Профилактика и коррекция устной и письменной речи у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Процесс обучения детей тесно связан с проблемой развития их речи.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком развитии речи, которое предполагает определё нную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Публикация «Профилактика и коррекция устной и письменной речи у младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Среди учащихся, поступающих в первые классы, фиксируется определённое количество детей с различными отклонениями в речевом развитии первичного генеза (ФНР; ФФНР; ОНР). Если своевременно не начать с этой группой учащихся коррекционно-профилактическую работу, то со временем это приведёт к трудностям в усвоении программного материала, и прежде всего по русскому языку и чтению.
Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся.
(слайд №1.)
Отклонения в речевом развитии детей с первичной речевой патологией, имеют различную структуру и степень выраженности.
1. Первую категорию составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков, проявляющееся различными искажениями их. (ФНР)
(н. р. Велярное, увулярное или одноударное произношение звука «Р»; межзубное или боковое произношение свистящих и т. д.)
Такие дефекты речи не сказываются отрицательно на усвоении детьми учебной программы.
Процесс фонемообразования у этих детей не задерживается. Дети, приобретая к школьному возрасту определённый запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе сова, правильно соотносят звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения звуков.
2. Вторую категорию составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи – призношение, фонематическое восприятие. (ФФНР)
Типичными для произношения учащихся этой категории являются замены и смешения звуков, сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам (свистящих-шипящих; звонких-глухих; сонорных; твёрдых-мягких).
Школьники рассматриваемой категории, особенно обучающиеся в первых двух классах, имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации опозиционных звуков. Эти дети испытывают затруднения в восприятии на слух опозиционных звуков, рассматриваемым по акустическим (звонкие-глухие) и артикуляционным (свистящие-шипящие звуки) признакам; не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (н. р. Бочка-почка; башня-пашня). Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуко - буквенном составе слова.
Причем, у школьников этой группы замены и смещения могут охватывать не все перечисленные звуки. В большинстве случаев нарушение распространяется лишь на какую-либо пару звуков, (С-Ш; Ж-З; Щ-Ч; Ч-Т; Ч-Ц; Д- Т и т. д.). Чаще всего неусвоеными оказываются свистящие и шипящие звуки, соноры, звонкие и глухие. В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками звукового анализа и синтеза состава слова и нередко служит причиной появления вторичного (по отношению к устной речи) дефекта.
3. Третью категорию составляют учащиеся, у которых недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения. Трудности различения опозиционных звуков, количественная и качественная неполноценности словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Недостаточнаясформированность устной речи предопределяет определённый характер недостатков чтения и письма.
Таблица №1.
Таблица №2.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися 1классов по предупреждению нарушений письма и чтения.
Основная цель логопедической работы в школе – предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития устной речи. Именно поэтому основное внимание необходимо направить на работу с учащимися первых классов с ФФН и ОНР. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
В ходе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• развивать психологические предпосылки к обучению;
• развивать звуковую сторону речи, корригировать нарушения звукопроизношения;
• формировать полноценные представления о звукобуквенном составе сова;
• формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
• развивать пространственно-временные представления;
• развивать коммуникативную готовность к обучению.
1. Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом.
Поскольку письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности – многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы, у ребёнка к поступлению в школу должны быть сформированы речевые и неречевые функции. Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:
• неустойчивое внимание;
• недостаточная наблюдательность к языковым явлениям
• недостаточное развитие способности к переключению
• недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала)
• недостаточнаясформированностьсловасно-логического мышления
• пониженная познавательная активность в области языковых явлений
• неумение проявить волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Все это свидетельствует недостаточной сформированности психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
А это, в свою очередь обуславливает, необходимость специального периода формирования и совершенствования у таких детей основных психологических (неречевых) предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма.
С этой целью на первоначальном этапе используются специальные задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики.
(Слайд №2.)
2. Нормализация звуковой стороны речи и коррекция звукопроизношения.
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи включает в себя работу:
• по развитию фонематических процессов;
• формированию навыков анализа и синтеза звуко - буквенного и слогового состава слова и отработанных терминов;
• формированию готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
• закреплению звуко - буквенных связей;
• автоматизация поставленных звуков.
(Фрагмент занятия «Автоматизация звука «Р»)
3. Развитие лексико- грамматических средств языка.
Содержание работы по развитию лексико - грамматических средств языка включает работу:
• по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
• уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений разных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и перестраивать предложения адекватно замыслу.
На первом этапе обучения работа осуществляется в следующих направлениях:
1. В процессе работы над развитием навыков словоизменения и словообразования следует обратить внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.
Формирование каждой грамматической формы осуществляется поэтапно:
(Слайд№ 3)
Развитие связной речи
Важнейшей предпосылкой связной речи является сформированность диалогической речи. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием. В процессе работы по формированию диалогической речи учащиеся должны научиться слушать и понимать вопросы, сами задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация и пересказ)
(Слайд № 4)
Работа по развитию монологической речи проводится в двух направлениях:
• развитие смыслового программирования текста;
овладение языковыми средствами оформления связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
• развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое
• формировать умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности;
• развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
• развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
• формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;
• развития умения располагать предложения в тексте.
(Слайд№ 6)
Литература:
1. Ястребова А. В. БессоноваТ. П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007г.
2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. М., 2001г.
3. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии : конспекты занятий для логопедов М., 2006г.
4. Лалаева Р. И. ВенедиктоваЛ. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д. ; 2004г.