Анжела Шевчик
Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников
▼ Скачать
Актуальность.
Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, с его помощью можно решить многие актуальные проблемы.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Через неё ребёнок познаёт мир умом и сердцем, познаёт радость через преодоление трудностей общения, неуверенности в себе.
Задачи:
-обогащение знаниями, умениями, навыками;
Публикация «Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
-развитие интереса к литературе и театру;
-развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
-развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
-формирование норм поведения;
-воспитание морально-волевых качеств личности.
-закрепление навыков правильной речи;
-усвоение богатства родного языка;
-усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
-активизация и пополнение словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие тонкой моторики рук.
Цель работы – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи мы широко используем речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В работе с детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Методы:
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
4. Коррекционно – развивающие игры.
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики.
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста : от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.