Евгения Румянцева
Профилактика аддиктивного поведения в условиях ОУ (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Рост алкоголизации и наркотизации является неотъемлемой частью широко распространенных социальных недугов. Особую тревогу вызывает распространение психоактивных веществ (ПАВ) среди подрастающего поколения. Особая опасность употребления ПАВ в детском и подростковом возрасте заключается в том, что указанный контингент в силу незавершенности возрастного психического и физического развития быстрее, чем взрослые, попадает в болезненную зависимость.
Публикация «Профилактика аддиктивного поведения в условиях ОУ (часть I)» размещена в разделах
В данной ситуации актуальность ведения профилактической работы по предупреждению употребления детьми и подростками ПАВ является бесспорной. В профилактике алкоголизма и наркомании одним из приоритетных направлений признано превентивное образование учащихся, и это вполне объективно в связи с тем, что у большинства детей и подростков отсутствуют превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к ПАВ.
Множество причин позволяют выделить образовательное учреждение в качестве оптимального места для осуществления профилактической работы. Во-первых, в процессе обучения формируются мировоззрение и система ценностей будущего поколения, во-вторых, система образования охватывает такой возраст, когда закладывается база здоровья на всю дальнейшую жизнь, а ряд уже имеющихся проблем со здоровьем или вредными привычками может быть успешно преодолен или скомпенсирован, и, в-третьих, привычки поведения, вызывающие проблемы со здоровьем, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным последствиям.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики аддиктивного поведения и позволяет :
- формировать навыки ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) в процессе обучения;
- формировать уровень притязаний и самооценку детей и подростков;
- осуществлять совместную работы с семьями учащихся;
- привлекать различных специалистов (медиков, психологов, представителей силовых структур и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий.
Однако реальная действительность свидетельствует о том, что педагогический состав до сих пор недостаточно включен в разработку необходимых профилактических программ и концепций и считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу, что резко снижает эффективность работы в образовательных учреждениях; не разработаны в достаточной мере эффективные педагогические технологии перевода знаний о здоровье и ЗОЖ на поведенческий уровень, и при существующем многообразии локальных экспериментальных профилактических программ у учебных заведений, как правило, отсутствует информация о них, нет критериев эффективности и оценки.
Основные приоритеты профилактической работы.
Профилактика - система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Первичная профилактика - комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ, пропаганду ЗОЖ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не имеющим проявлений алкогольной и табачной зависимости. Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков и осуществляется с целью предотвращения их вовлечения в потребление ПАВ.
Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т. д.