МААМ-картинки

Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?

Димиянова Вера Егоровна
Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?
▼ Скачать + Заказать документы

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Публикация «Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?» размещена в разделах

Главной причиной СЭВ считается психологическое переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Эмоциональное выгорание педагога развивается под влиянием целого ряда внешних и внутренних признаков.

В среднем треть суток мы проводим на работе, кроме того, немало времени отводим ей дома.

Недостаточный уровень оплаты труда вынуждает многих учителей брать на себя лишнюю учебную нагрузку в школе, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством. Ко всему этому, педагоги часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Перенапряжение возникает и из-за того, что профессия педагога сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье детей, с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки, сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги.

Каждый учитель ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями, которые ему, чтобы не допустить их перерастания в конфликт, приходится решать в оперативном порядке, предвидя последствия своих действий.

Эмоциональное напряжение усиливает и то, что учителю приходится взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, коллегами.

В наше время, учителя, оказавшись втянутыми в водоворот модернизации образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками, необходимостью ведения неоправданно большого количества документации. Эти, нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события, также создают дополнительное эмоциональное напряжение.

СЭВ у педагогов может усиливать неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка.

Кроме этого, такие внутренние факторы, как неудовлетворенность профессиональным статусом, страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния, а также различные обстоятельства личной жизни могут усугублять положение.

И, как правило, под влиянием этих факторов у многих педагогов через какое-то время «копилка» эмоций оказывается переполненной и приводит к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

Качества, помогающие избежать профессиональне выгорание

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни);

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

Выделяют следующие фазы эмоционального выгорания :

1. Фаза напряжения. Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, и через какое-то время наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна.

Нервное напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания.

2. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

3. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

6 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1. Общие симптомы (чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения; человек не может отдаваться работе так, как это было прежде; дегуманизация - развитие негативного отношения к учащимся и коллегам; негативное самовосприятие);

2. физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья, затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

3. эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд и профессиональных перспектив; чувство одиночества);

4. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; импульсивность оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.);

5. интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу в работе; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах, формальное выполнение работы);

6. социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в соматической, психической и социальной сферах жизни.

Необходимо следить за тем, чтобы психо-эмоциональное истощение не достигло критических значений, так как это чревато потерей трудоспособности.

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

При появлении и развитии признаков СЭВ у человека необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень, характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень, личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

1. Организационная поддержка:

снижение рабочего напряжения,

выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением,

поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, премии;

организация системы публичного поощрения педагогов (можно ввести для этого специальный стенд с названием «Вам говорим: «Спасибо» и др.

2. Оптимизация взаимоотношений в коллективе

Работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка на природу, в театр.

Очень сплачивает совместное пение.

Нужно придумать форму празднования дней рождения.

Хорошо, если в школе удастся организовать место для отдыха, где педагоги могут за чаем расслабиться и снять эмоциональное напряжение.

3. Профессиональная помощь

непрерывное повышение квалификации педагога, его психолого - педагогическое образование;

диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов;

проведение семинаров и тренингов: «Обучение способам саморегуляции», «Коммуникативные игры» и др.

Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому работнику.

4. Самоподдержка

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

определение краткосрочных и долгосрочных целей;

расчет и обдуманное распределение своих нагрузок;

использование "тайм-аутов"(отдыха от работы, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия;

профессиональное развитие и самосовершенствование;

уход от ненужной конкуренции (не пытаться быть лучшим всегда и во всем);

эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ);

четкое разделение работы и личной жизни (постараться хотя бы большинство рабочих проблем оставлять за дверями школы);

попробуйте в личной жизни примерить на себя другую роль (если Вы начальник и вам приходится постоянно руководить, отдавать приказы и планировать деятельность, тогда в семье пальму первенства попробуйте отдать своей второй половинке, расслабьтесь и хотя бы дома не контролируйте все и вся. Если же ваша должность незначительная - дома берите на себя больше ответственности. Необязательно быть главой семьи, но нужно почувствовать собственную значимость);

овладение умениями и навыками саморегуляции.

Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы, поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).

Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит).

Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию, жизнь).

Используйте все виды терапии:

• музыкотерапия (тихая, негромкая, любимая);

природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.

• приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;

трудотерапия: вымой посуду, полы;

лечение сном: спи, хоть иногда, сколько хочется, спи днем (15-40 минут, дневной сон-сон красоты;

• помогает частое мытье рук под струей холодной воды;

• баня, сауна, массаж;

• разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать);

• дыхательная гимнастика;

• релаксация;

• самовнушение, самоприказы (“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т. д.);

• самоодобрение, самопоощрение: люди часто не дополучают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок - одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т. д. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз;

• хобби (рукоделие, кулинария, спорт, путешествия и т. д.

ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

Мы, учителя – максималисты, и часто страдаем от патологической ответственности. Поэтому психологи обращают внимание на следующие рекомендации.

Вы никогда не обязаны:

- быть безупречным на 100% ;

- следовать за всеми;

- извиняться за то, что вы были самим собой;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

- делать больше, чем Вам позволяет время;

- делать что-то, что Вы на самом деле не можете сделать;

- отдавать что-то, что Вам на самом деле отдавать не хочется;

- нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.

И в качестве выводов мне хотелось бы посоветовать всем нам

1. Заботиться о своём психическом здоровье.

2. Не доводить уровень психических нагрузок до критических значений.

3. Уметь вовремя сказать «Спасибо, НЕТ», «Извините, НЕТ». Не залезать в "долгосрочный кредит" своих внутренних резервов и возможностей.

4. Не забывать о том, что не только наши подопечные, но и мы сами в неменьшей степени нуждаются в помощи по защите и сбережению нашего здоровья и психоэмоционального ресурса, который нам очень необходим, ибо

поделиться с другими можно только тем, чем располагаешь сам!

Публикации по теме:

Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание»Занятие для педагогов с элементами тренинга «Эмоциональное выгорание» Занятия с элементами тренинга на тему: «Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО выгорания». Составила педагог-психолог Грачева Юлия Михайловна.

Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Что такое каприз и как с ним справиться Каприз – это эмоциональное давление на взрослого, это попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Капризы – это всегда.

Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое. Цель: закрепить с детьми представления.

Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровые ситуации. Задачи: - показать детям, используя.

Эмоциональное выгорание педагогов В последние годы резко возрос интерес к синдрому эмоционального выгорания. Заинтересованность этой проблемой проявляют как руководители.

Тренинг «Эмоциональное выгорание». Практические упражнения I.Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения.

Тренинг «Эмоциональное выгорание педагогов» Тренинг с педагогами по теме: «Эмоциональное выгорание педагогов» Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога Задачи: • Познакомить.

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях современного образованияЭмоциональное выгорание педагогов в условиях современного образования «Эмоциональное выгорание педагогов в современных условиях» Цель проекта: Улучшение качества образования, средствами регуляции психоэмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 10:28
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое эмоциональное выгорание? Как с ним бороться?» (включая файлы) размещена пользователем Димиянова Вера Егоровна (УИ 1662017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД